Учетная политика администрации Ленинского района Города Томска

Учетная политика


администрации Ленинского района Города Томска,
для целей бухгалтерского учета


Раздел 1. Общие положения


1.1.Настоящая Учетная политика определяет совокупность принципов, правил организации и технологии реализации способов ведения бухгалтерского учета администрации Ленинского района Города Томска (далее – Администрация).
1.2.Настоящая учетная политика предназначена для формирования полной и достоверной информации о финансовом, имущественном положении и финансовых результатах деятельности.
1.3.Настоящая Учетная политика разработана на основании и с учетом требований и принципов, изложенных в следующих нормативных документах:
- Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ);
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402- ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ);
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - СГС "Основные средства");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (далее - СГС "Обесценение активов");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н (далее - СГС "Представление отчетности");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278н (далее - СГС "Отчет о движении денежных средств");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее - СГС "Учетная политика");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (далее - СГС "События после отчетной даты");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденный Приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее - СГС "Доходы");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют", утвержденный Приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н (далее - СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют");
- Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденный Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Единый план счетов);
- Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н);
- План счетов бюджетного учета, утвержденный Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - План счетов бюджетного учета);
- Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н);
- Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ Минфина России № 52н);
- Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н) (далее - Методические указания № 52н);
- Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание № 3210-У);
- Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание № 3073-У);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49);
- Методические рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации № АМ-23-р);
- Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее - Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности);
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н);
- Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденный Приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее - Порядок № 132н);
- Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок применения КОСГУ, Порядок № 209н).
1.1 Принципы ведения учета

1.1.1. Настоящая Учетная политика устанавливает единый порядок бухгалтерского учета, отражает особенности работы администрации в части вопросов, которые не урегулированы законодательством или в отношении которых законодательство предоставляет право выбора.
1.1.2. Учетная политика утверждается приказом главы администрации и применяется последовательно, от одного отчетного года к другому.
1.1.3. Изменение учетной политики может производиться в случаях:
– изменений требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
– разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
– существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
1.1.4. Бюджетный учет и хранение первичных документов осуществляется МБУ «Управление бухгалтерского учёта» (далее – Бухгалтерия) на основании договора об оказании услуг по ведению бюджетного учета. МБУ «Управление бухгалтерского учета» является самостоятельным юридическим лицом и возглавляется директором, который несет ответственность за ведение бюджетного учета, своевременное и достоверное представление бухгалтерской отчетности.
1.1.5. Администрация Ленинского района Города Томска (далее - Администрация) является главным администратором доходов, включенных в перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, являющимися органами местного самоуправления и находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, утвержденного решением Думы Города Томска в установленном порядке. Полномочия главного администратора доходов осуществляются в соответствии с Порядком осуществления бюджетных полномочий главными администраторами (администраторами) доходов, источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования «Город Томск», являющимися органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 04.05.2011 № 433.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ.

2.1. Документирование фактов хозяйственной жизни, ведение регистров бюджетного учета осуществляется на русском языке (п. 13 Приказа № 157н,).
Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.
2.2. Для отражения объектов учета и изменяющих их фактов хозяйственной жизни используются формы первичных учетных документов:
- утвержденные Приказом № 52н;
- самостоятельно разработанные, приведенные в Положении об утверждении неунифицированных форм (п. 25 СГС «Концептуальные основы»).
2.3. Первичные учетные документы составляются на бумажном носителе (ч. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
2.4. Ведение бюджетного учета осуществляется автоматизированным способом с использованием программного продукта Парус-бюджет 8 Расчет заработной платы, Парус-бюджет 8 Бухгалтерский учет, АЦК-финансы, АЦК. Интернет-клиент, также применяются офисные программы общего назначения, входящие в состав программного пакета «MSOffice», MicrosoftOfficeWord 2010, MicrosoftOfficeExcel 2010,Сбис ++ для передачи данных в налоговые органы и внебюджетные фонды, Парус сведения отчетности для сдачи квартальных и годовых отчетов в вышестоящие органы.
2.5. При ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах Рабочего плана счетов учреждения.
При формировании 1-17 разряда номера счета учитывать требования Приложения №2 к Приказу № 162н.
2.6. Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств регулируются положением о применяемых методах оценки имущества и обязательств.
2.7. Первичным учетным документом для признания налогового обязательства является налоговая декларация (расчет), и обязательства отражаются в периоде в котором оно рассчитано последним днем отчетного (налогового) периода.
2.8. К. событиям после отчетной даты относят:
- события, которые подтверждают условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату;
- события, которые свидетельствуют об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты.
Порядок отнесения фактов хозяйственной жизни к событиям после отчетной даты регулируется положением об отражении в учете и отчетности Администрации, событий после отчетной даты.
2.9. В целях обеспечения сохранности материальных ценностей и достоверности, данных бюджетного учета в Администрации проводится инвентаризация имущества и обязательств в соответствии требованиями ст. 11 Закона № 402-ФЗ, раздела VIII СГС «Концептуальные основы», п. 6 и п. 20 Приказ № 157н.
2.10. Требования к составу инвентаризационной комиссии, права, обязанности, ответственность членов инвентаризационной комиссии регулируются положением о постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
2.11. Порядок проведения отдельных видов имущества и обязательством регулируется положениями о проведении инвентаризаций.
2.12. Исправление ошибок прошлых лет отражать в учете в соответствии с требованиями СГС «Учетная политика, оценочные значения, ошибки» и разделом V письма Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 «О направлении Методических указаний по применению положений СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».


3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕПРОИЗВЕДЕННЫХ АКТИВОВ

3.1. К бюджетному учету в качестве основных средств принимаются материальные ценности, являющиеся активами:
    - предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд;
    -находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации, сданные в аренду, либо переданные по договору безвозмездного пользования;
    - независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев;
    - Администрация прогнозирует получение от использования объектов полезный потенциал и (или) экономические выгоды (п. 7, п. 8 СГС «Концептуальные основы», п. 38 Приказа № 157н).
3.2. К основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями настоящей Инструкции к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров (п. 39 Приказа № 157н).
3.3. В бюджетном учете основные средства группируются по стоимостному критерию в зависимости от даты ввода в эксплуатацию:
введенные в эксплуатацию до 01.01.2018
– до 3000 руб.;
– от 3000 до 40 000 руб.;
– свыше 40 000 руб. (письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).
Введенные в эксплуатацию после 01.01.2018 (п. 39 СГС «ОС»):
– до 10 000 руб.;
– от 10 000 руб. до 100 000 руб.;
      – свыше 100 000 руб.
3.4. Относить на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» объекты основных средств, стоимостью до 10 000 рублей, приобретенные в декабре 2017 года и введенные в эксплуатацию после 01 января 2018 года.
3.5. Амортизация основных средств осуществляется в следующем порядке (п. 39 СГС «Основные средства»).
Начисление амортизации по объекту основных средств производится следующим методом:
- линейным методом;
Линейный метод предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива.
Метод начисления амортизации применяется относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду, кроме случаев изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств.

4. УЧЕТ ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОГО (ПЕРЕДАННОГО) В АРЕНДУ

4.1. Передача имущества в аренду и безвозмездное пользование регулируются положениями СГС «Аренда». При этом СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.
В случае если предоставление имущества в безвозмездное пользование экономическим субъектам не влечет возникновения доходов, положения СГС «Аренда» не применяются (письмо Минфина России от 07.12.2018 г. № 02-06-10/89110).
4.1.1.При предоставлении (получении) права пользования имуществом по решению собственника имущества – учредителя субъекта учета для выполнения возложенных учредителем на субъект учета (подведомственное учреждение) функций объектов учета аренды не возникает, положения СГС «Аренда» не применяются (письмо Минфина России от 27.02.2019 № 02-07-10/12769).
Переданные Администрацией объекты нефинансовых активов в целях контроля за их сохранностью в бухгалтерском учете при неприменении отражать на счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (письмо Минфина России от 15.02.2019 № 02-06-10/9511).
4.1.2. При классификации факта хозяйственной жизни и определении нормативного правового акта, регулирующего ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании положений которого возникающие объекты бухгалтерского учета будут признаваться в бухгалтерском учете (СГС «Аренда» или иной нормативный правовой акт), следует исходить из экономической сущности сложившихся правоотношений по использованию имущества в совокупности с иными правами и обязанностями сторон по договору и в соответствии с иными распорядительными актами собственника имущества, а не из формы договора (письмо Минфина России от 03.10.2018 № 02-07-05/70859).
4.2 Объекты учета аренды, возникающие по договору аренды, в рамках которого арендные платежи являются только платой за пользование арендованного имущества (арендной платой) классифицируются как объекты учета операционной аренды (п.15 СГС «Аренда»).

5. ПОРЯДОК УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

5.1. К учету в качестве материальных запасов принимаются материальные ценности, указанные в п.п. 98-99 Приказа № 157н, предназначенные для использования в процессе деятельности администрации.
5.2. Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками.
5.3. Материальные запасы, отнесенные к одинаковой номенклатуре, но имеющие в 1 - 17 разрядах номера счета разные аналитические коды по классификационному признаку поступления (выбытия), рассматриваются как самостоятельные группы объектов материальных запасов (письмо Минфина России от 17.05.2016 г. № 02-07-10/28328).
5.4. По фактической стоимости каждой единицы списываются следующие материальные запасы:
- оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
      - запчасти и другие материалы, предназначенные для изготовления других материальных запасов и основных средств;
Остальные материальные запасы списываются по средней фактической стоимости (п. 108 Приказа № 157н).


6.ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Учет денежных средств на счете, открытом в казначействе, ведется на счете 130405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом». На счете 130405000 отражаются расчеты учреждения с финансовыми органами по платежам из бюджета, платежи учреждения (получателя бюджетных средств), произведенные за счет средств бюджета, а также поступление на лицевой счет учреждения средств на восстановление расходов в отчетном году, погашение дебиторской задолженности, возмещение причиненного учреждению ущерба (п. 279 Приказа № 157н).
Расчеты осуществлять с учетом доведенных лимитов, подтвержденных утвержденной сметы.
6.2. Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, в силу п. 351 Приказа № 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
Согласно Письму Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком «минус») отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).
6.3. Денежными средствами в пути в целях бюджетного учета признаются денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день, а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой счет.
6.4. Перечисление заработной платы производиться безналичным путем, на счет работника.
    7. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ
7.1. Администрация осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета. Порядок осуществления полномочий главного администратора доходов бюджета определяется в соответствии с законодательством России и нормативными документами. Перечень администрируемых доходов определяется главным администратором доходов бюджета.
7.2. Основанием для отражения операций по поступлениям являются Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), Выписки из лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф.0531764), предоставляемые органом Федерального казначейства в соответствии с Соглашением на кассовое обслуживание бюджета, и первичные документы, согласно которым отражены операции на лицевых счетах администратора (п. 2 ст. 40 БК РФ, п. 90 Приказа № 162н).
7.3. Начисление доходов и иных платежей в бюджет отражается в бюджетном учете администратором на основании соответствующих документов (договоров, актов, расчетов и др.) по дате поступления в Бухгалтерию.
8. УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
8.1 РАСЧЕТЫ ПО ДОХОДАМ

8.1.1 Признание доходов в бухгалтерском учете осуществлять методом начисления.
8.1.2. Начисленные штрафы, пени участника закупок за нарушение условий контракта.
Основанием для отражения в учете штрафных санкций поставщику является признанная им претензия, в бухгалтерском учете отражается по дате поступления в МБУ «Управления бухгалтерского учета».
8.1.3. Нестационарные торговые объекты (далее - НСТО) размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании схемы в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
Договор на размещение НСТО не регулируется ни ГК РФ, ни ЗК РФ. Торговля через НСТО торговой сети (палатки, киоски, автофургоны) осуществляется только с разрешения Администрации. Размещение НСТО и деятельность в нем регулируются законодательством субъектов РФ.
Операции по поступлениям, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, являются доходами будущих (п. 301 Инструкции № 157н)
8.2 КОМПЕНСАЦИЯ ЗАТРАТ УЧРЕЖДЕНИЯ.

8.2.1 Доходы учреждения, полученные в виде компенсации понесенных им затрат отражать на счете 120934000 «Расчеты по компенсации затрат», 120936000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет».

8.3 РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

8.3.1. В соответствии с п. 213 Приказа № 157н дебиторская задолженность подотчетных лиц отражается в сумме денежных средств, выданных ему по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается.
8.3.2. Порядок выдачи подотчетных сумм регулируется в Администрации положением о служебных командировках и положением о выдаче денег в подотчет.

9. ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

9.1. Для учета финансового результата применяются следующие счета:
    040110000 «Доходы текущего финансового года»;
    040120000 «Расходы текущего финансового года»
    040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

    10 САНКЦИОНИРОВАНИЕ

10.1.Для обобщения информации о принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным) финансовый год применяются следующие группировочные счета.

11 Налоговый учёт.

1.1. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет строится на основе информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, сформированных на базе автоматизированной программы «Парус». В случае расхождения между данными бухгалтерского и налогового учета применяются аналитические регистры налогового учета в соответствии с рекомендованной ФНС системой налогового учета. При отсутствии расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета регистры бухгалтерского учета являются одновременно учетными регистрами налогового учета.
11.2. Администрация является налогоплательщиком по транспортному налогу, налогу на имущество и страховым взносам, налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
11.3. Налоговые платежи и страховые взносы осуществляются в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и законодательством по страховым взносам.
13.4. Операции по сдаче в аренду имущества: казенными учреждениями не облагаются НДС( пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 04.02.2016 № 03-07-14/5448).