Доклад об осуществлении администрацией Города Томска муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2020 год

Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности



Исполнение функций по муниципальному контролю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2019), Кодексом Томской области об административных правонарушениях.
При проведении муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляется проверка исполнения и соблюдения следующих правовых актов:
- Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 22.05.2013 № 505;
- Закона Томской области от 18.09.2015 № 124-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля в Томской области»;
- Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 12.09.2017 № 825;
- Правилами благоустройства, санитарного содержания территории МО «Город Томск», утвержденными решением Думы Города Томска от 01.03.2016 №161;
- Правилами содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в городе Томске, утвержденными постановлением Мэра Города Томска от 15.05.2008 № 362;
- Постановлением администрации Города Томска от 27.03.2013 № 280 «Об утверждении регламента осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Томск»;
- Постановлением администрации Города Томска от 08.09.2013 № 850 «Об утверждении регламента осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Томск»;
- Распоряжения администрации Города Томска от 07.11.2017№ р 1424 «Об утверждении перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования «Город Томск», подготовке регламентов осуществления муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Томск»
Со всеми вышеуказанными муниципальными правовыми актами юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых подлежит муниципальному контролю, могли ознакомиться на официальном портале муниципального образования «Город Томск» в сети интернет (http://admin.tomsk.ru/).

Раздел 2. Организация муниципального контроля

В соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 07.11.2017 № р 1424 полномочиями по осуществлению муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Томск» наделены администрация Кировского района Города Томска, администрация Ленинского района Города Томска, администрация Октябрьского района Города Томска, администрация Советского района Города Томска, департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, департамент городского хозяйства администрации Города Томска, а также департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска.
Координацию деятельности уполномоченных отраслевых и территориальных органов администрации Города Томска по организации и осуществлению муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляет контрольное управление администрации Города Томска.
Реализация функции по осуществлению муниципального контроля производится в форме проведения плановых и внеплановых проверок по следующим направлениям:
- соблюдение требований земельного законодательства;
- содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений;
- соблюдение требований в сфере благоустройства территорий;
- обеспечение сохранности автомобильных дорог местного значения;
- соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда;
- соблюдение требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
В 2020 году на территории муниципального образования «Город Томск» осуществлялись следующие виды муниципального контроля:
1. Муниципальный земельный контроль;
2. Муниципальный жилищный контроль.
Муниципальные служащие органов администрации Города Томска при осуществлении муниципального контроля действовали в рамках тех полномочий, которые предусмотрены Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2019 и иными нормативными правовыми актами.
Случаи осуществления органами местного самоуправления контрольных мероприятий без правовых оснований не установлены. Взаимодействие между контрольными органами и иными органами государственного контроля (надзора) осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.
При осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Томск» департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска осуществлял взаимодействие с органом государственного земельного надзора на территории Томской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области).
При осуществлении муниципального жилищного контроля в 2020 году департамент городского хозяйства администрации Города Томска взаимодействовал с органом государственного жилищного надзора (Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области).

Раздел 3. Финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля

Финансирование расходов по проведению в 2020 году мероприятий муниципального контроля в полном объеме осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск» в рамках общего финансирования содержания органов муниципального контроля. Отдельного финансирования обеспечения функций по осуществлению муниципального контроля не производилось.
Всего в органах, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля, числится 26 специалистов (в 2019 году – 35), должностные обязанности которых предусматривают выполнение функций по муниципальному контролю.
Укомплектованность сотрудниками, осуществляющими муниципальный контроль, составляет 100 %. Квалификация всех 26 муниципальных служащих, наделенных полномочиями по муниципальному контролю, соответствует занимаемым должностям. В 2020 году мероприятия по повышению квалификации сотрудников осуществляющих муниципальный контроль не проводились.
В 2020 году при проведении плановых и внеплановых проверок, регулируемых Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008, было занято 2 сотрудника, выполняющих функции по осуществлению муниципального контроля.
Средняя нагрузка по фактически выполненному в 2020 году объему функций по муниципальному контролю составила 2 проверки на 1 сотрудника из 2, осуществлявших муниципальный контроль.
Эксперты и представители экспертных организаций в ходе осуществления муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Томск» в 2020 году не привлекались.

Раздел 4. Проведение муниципального контроля

В 2020 году муниципальный контроль осуществлялся департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, департаментом городского хозяйства администрации Города Томска. Администрации Кировского, Ленинского, Советского и Октябрьского районов Города Томска, департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска мероприятий по муниципальному контролю не проводили.
В ежегодный сводный план на 2020 год было включено проведение 5 плановых проверок, 1 из которых была проведена в установленный срок. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» введены ограничения на проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи, с чем 4 плановые проверки были исключены из плана проверок на 2020 год.
Также органами муниципального контроля в 2020 году проведено 3 внеплановых проверки по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, средств массовой информации о фактах соответствующих нарушений, а также в целях проверки исполнения ранее выданных предписаний. В органы прокуратуры было направлено 7 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, из них в 6 случаях органами прокуратуры отказано.
Таким образом, общее количество проверок за отчетный период составило 4, в том числе 3 проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, 1 в отношении юридического лица – АО «Томский научно-исследовательский проектный институт нефти и газа».
В целях проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в 2020 году департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска выдано 18 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В течение 2020 года был подготовлен и размещен в ГАС «Управление» отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-Контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» об осуществлении администрации Города Томска муниципального контроля за первое полугодие 2020 года, план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, а также доклад и отчет об осуществлении администрацией Города Томска муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2019 год.

Раздел 5. Действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

По результатам проверок должностными лицами органов муниципального контроля составляются акты, в случае выявления нарушений требований действующих муниципальных правовых актов должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется протокол об административном правонарушении, либо выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В результате мероприятий по осуществлению муниципального жилищного контроля в 2020 году в отношении субъектов было выдано 2 предписания за нарушения обязательных требований законодательства в отношении муниципального жилищного фонда. 2 административных материала направлены в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области для принятия процессуального решения.
В рамках проведения муниципального земельного контроля в отношении субъектов было выявлено 2 нарушения в том числе: 2 нарушения обязательных требований законодательства.

Раздел 6. Анализ и оценка эффективности муниципального контроля

Показатели эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территории муниципального образования «Город Томск»:
- выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок) – 20 %;
- доля проверок, результаты которых признаны недействительными – 0 %;
- доля заявлений муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) – 85,71%;
- доля проверок, проведенных органами муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания – 0 %;
- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами муниципального контроля были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Томск», деятельность которых подлежит муниципальному контролю) – 0,01 %;
- доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) – 75 %;
- доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения – 100 %;
- доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях – 0 %.
В сравнении с 2019 годом количество проверок, проведенных в 2020 году, уменьшилось на 92,15 % (51 и 4 проверки соответственно).

Раздел 7. Выводы и предложения по результатам муниципального контроля

В 2020 году муниципальный контроль проводился в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Муниципальными служащими, осуществлявшими контрольные мероприятия, соблюдались общие принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
Серьезной проблемой, возникающей при осуществлении муниципального жилищного контроля, является недостаточность либо отсутствие административных рычагов воздействия в отношении лиц, допустивших нарушение обязательных требований, установленных законодательством.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Вместе с тем, на основании статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены только должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ст.23.55 КоАП РФ). В связи с конкретизацией норм статьи 20 ЖК РФ статьёй 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в указанной части.
Практика осуществления муниципального жилищного контроля подтверждает необходимость наделения органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов по отдельным категориям дел, связанных с содержанием и обслуживанием муниципального жилищного фонда.
Для повышения эффективности муниципального жилищного контроля, обеспечения пресечения и недопущения нарушений обязательных требований, обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов, как собственников жилых помещений, так и субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления жилищным фондом, необходимо наделить должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, полномочиями по возбуждению административного производства.
Также необходимо проведение практических семинаров по вопросам осуществления муниципального жилищного контроля, курсов повышения квалификации для уполномоченных должностных лиц.
В соответствии с п. 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании судебной практики в настоящее время у департамента городского хозяйства администрации Города Томска как у органа муниципального жилищного контроля отсутствует возможность по проведению проверок в отношении организаций по обслуживанию жилищного фонда осуществляющих свою деятельность на основании лицензий.
На основании указанной статьи Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. В настоящее время органы местного самоуправления указанными полномочиями не наделены.