Псахье Григорий Абрамович

Псахье Григорий Абрамович - за полвека педагогического труда неоднократно был награждён грамотами районного, городского и областного уровней: управлениями (департаментами) образования, Советов депутатов трудящихся. Из наиболее значимых можно выделить грамоты: Сибирского отделения Академии наук СССР, ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации, Министерства просвещения СМ СССР, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образовании, Академии педагогических наук СССР, ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
Г.А. является Отличником народного просвещения, Заслуженным учителем школы РСФСР, награждён Орденом Октябрьской революции, медалью «За трудовую доблесть», юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Российским Фондом «Династия» отмечен медалью им. Я. Корчака как учитель, воспитавший плеяду учеников своей профессии, а также медалью в честь «400-летия города Томска». Григорий Абрамович является единственным в Томской области и одним из немногих в России, получившим 5 раз звание «Соросовский учитель».
Окончив в 1953 году Томский педагогический институт, Григорий Абрамович был распределён в село Новый Васюган Томской области. С первых дней педагогической деятельности проявил себя инициативным педагогом, занимающим активную жизненную позицию: радиофицировал колхозный посёлок; вместе с детьми разработал, изготовил и внедрил станок по изготовлению директором средней Васюганской школы Томской области. За время административной работы проявил себя не только как талантливый педагог, но и блестящий организатор: был отстроен корпус школы, построены учебные мастерские для обучения учащихся трудовым и профессиональным навыкам. Высокий уровень авторитета подтверждается тем, что Г.А. Псахье был избран депутатом поселкового Совета.
С 1959 года работал директором школы № 1 в селе Каргасок. Этот период педагогической деятельности связан с совершенствованием педагогического процесса и повышением уровня обучения – в школе открывается педагогический класс. Директором за этот период были значительно улучшены материальные условия обучения районной школы: надстроен 3 этаж здания школы, построен интернат, мастерские, кочегарка для централизованного отопления корпусов школы. За высокую результативность труда Григорий Абрамович был избран членом Бюро райкома КПСС.
С 1963 года работал в городе Томске, возглавлял школу-интернат № 3. За время работы проявил себя как талантливый новатор в области педагогики. Фактически все педагогические новации в Томске и области начинались по его инициативе или с его активным участием. Большой вклад им внесён во внедрение кабинетной системы и методики Шаталова. С этого времени Псахье Г.А. активно сотрудничал с московскими учёными и Академией педагогических наук СССР. Школа – интернат № 3 постоянно занимала первые места на конкурсах художественной самодеятельности, на физических олимпиадах, спортивных соревнованиях. Развивалась и материальная база, построены: летний бассейн, теплица, овощехранилище, двухэтажное кирпичное здание для мастерских, дачный комплекс для отдыха и оздоровления в селе Некрасово.
С 1974 года по состоянию здоровья перевёлся директором школы в село Беляй Первомайского района Томской области. Здесь Псахье Г.А. продолжил свою новаторскую деятельность – внедрил кабинетную систему и профессиональное обучение, развил внедрил шаталовский метод, активно сотрудничал с учёными и передовыми учителями города Томска. Не остаётся без внимания и материальная база – построен интернат при школе, большой гараж, проведено центральное отопление.
В 1977 году по настоянию заведующего ОблУНО переведён в Томск директором школы-интерната № 3, где продолжал активно развивать и внедрять педагогические новации.
В 1980 году был переведён директором строящейся школы № 9 в Академгородке. В течение нескольких месяцев, работая директором школы-интерната № 3, достраивал школу № 9 и формировал коллектив педагогов. После открытия школы № 9 Псахье Г.А. продолжал активную научную и новаторскую педагогическую деятельность. Большое внимание уделял гармоничному развитию обучающихся. В рамках школы создаётся и активно работает школа искусств, множество кружков и спортивных секций, уроки физкультуры проводятся 5 раз в неделю. Создаётся особый климат творчества, который всегда отличал коллективы, возглавляемые Псахье Г.А. В 1985 году школе было присвоено звание образцовой.
С 1986 года по состоянию здоровья Г.А. Псахье оставляет должность директора и переходит на работу учителем физики той же школы, а с 1991 года, со дня открытия НОУ Академический лицей, Псахье Г.А. работал одновременно и в НОУ Академический лицей, и в школе № 9.
В этот период трудовой деятельности Григорий Абрамович выстраивал свои уроки, перерабатывал систему Шаталова с учётом специфики работы с одарёнными детьми. Особенностью работы учителя являлся дифференцированный метод обучения с использованием стандартизированного предъявления материала. Учитель сочетал коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с обучающимися. Григорий Абрамович владеет разнообразными формами ведения урока: урок-лекция, урок-семинар, зачётные уроки и т. д. В свое работе он использовал опыт лучших педагогов, откорректированный для детей с повышенным уровнем интеллекта. Много сил и времени он уделял индивидуальной работе с обучающимися, проявляющими интерес к предмету.
Инновационная деятельность учителя связана с работой в проблемно-творческой группе «Поиск»: разработка рабочих тетрадей по физике, одобренных ТОИПКРО и использующихся в практической работе образовательных учреждений города Томска; индивидуализация обучения детей через систему консультаций, спецкурсов, работ по физике, в том числе связанных с компьютерным моделированием.
Продолжая активно в соавторстве с учёными издавать методические разработки и пособия, Григорий Абрамович ведёт большую наставническую работу среди учителей- физиков города Томска. Одним из первых внедрил интегрированный курс Дика и Пинского «Физика и Астрономия». Описывает опыт организации физических практикумов на начальном этапе обучения физики. В 2000 году Г.А. Псахье присвоено звание Лауреата областного конкурса «Общественное признание».
Результативность учителя на протяжении всех лет была отмечена высокими показателями: от 87 до 100% качества знаний. Ежегодно выпускники Григория Абрамовича поступали на физические факультеты ТГУ (ФФ, HAA и др.), где успешно обучались. Не было случая, чтобы ученик Григория Абрамовича не сдал вступительного экзамена по физике в вуз. Среди учеников Псахье ежегодно - победители олимпиад различного уровня (олимпиады Министерства образования, Соровские, МФТИ и т.д.)
Григорий Абрамович активно занимается внедрением передовых методов обучения в педагогическую практику. вместе с ведущими томскими учёными принимает участие в международных грантах. Его деятельность получила признание не только в Томской области, России. но и за рубежом. Так, он был приглашён в 2002 году в Словению прочитать цикл лекций по современным методам преподавания.
Пользуясь бесспорным авторитетом среди учительства города Томска, жителей Академгородка, общественности города, Григорий Абрамович активно занимался общественной деятельностью: избирался членом Райкома КПСС Ленинского района города Томска, многократно избирался депутатом Томского городского совета, был членом депутатской комиссии по народному образованию, неоднократно заносился на городскую Доску Почёта. В настоящее время Псахье является членом общественного совета.

Решение Думы г. Томска № 1189 от 28.04.2009 Григорий Абромович Псахье был награждён почётным знаком «За заслуги перед Томском»