Игнатьев Павел Николаевич (1870 - 1926)


П. Н. Игнатьев, сын известного государственного деятеля графа Н. П. Игнатьева, окончил Киевский университет. В течение 10 лет был предводителем дворянства в Липовецком уезде Киевской губернии. С 1904 г. - председатель Киевской губернской земской управы, в 1907-1908 г.г. - Киевский губернатор.

Перед назначением в Министерство народного просвещения П. Н. Игнатьев работал в Главном управлении Землеустройства и земледелия. П. Н. Игнатьева называли «министром общественного доверия», т. к. он сумел создать благоприятные условия для совместной работы Министерства народного просвещения, Государственной Думы, Государственного Совета, органов местного самоуправления, широких слоёв педагогической интеллигенции по реформированию системы образования. Назначение П. Н. Игнатьева было встречено общественностью с воодушевлением. В своём письме к Николаю II А. А. Клопов писал: «Просто не верится, что это уже свершившийся факт… Государь, какое Вы сделали великое добро для России, выбрав именно этого человека на такой важный пост… Назначение графа Игнатьева – это первый светлый луч нашей зари во внутренней политике». Кадеты оценили это назначение достаточно высоко, хотя и с большей осторожностью: «Было бы преждевременно видеть в назначении П. Н. Игнатьева определённый симптом. Но во всяком случае нельзя не признать, что лучшего кандидата при настоящих условиях нельзя было ждать».

П. Н. Игнатьев оказался в сложном положении. С одной стороны, прогрессивно настроенная часть общества ждала от него самых энергичных шагов по реформированию школы, с другой - правые готовы были приложить все усилия, чтобы не допустить каких-либо принципиальных изменений в системе народного образования. Разрабатывая план реформирования средней школы, П. Н. Игнатьев исходил из вопроса: что из существующего в ней должно быть устранено или изменено, а что – создано вновь? Он признавал, что хотя и недостатки имеют место в средней школе, но они в большей степени технические, а не принципиальные. В 1915-1916 г.г. - министр просвещения. Выступая на заседании бюджетной комиссии Государственной Думы 17 января 1915 г. он подчёркивал: «В средней школе есть определённые технические недостатки: перегруженность программ, неправильное распределение предметов. Ближайшие задачи министерства он делил на два направления: работу, вызываемую условиями военного времени, и работу, которая станет центральной после войны. Периодическая печать внимательно следила за первыми шагами П. Н. Игнатьева. После первых программных выступлений министра в газетах была высказана мысль о том, что задач по реформированию школы много, «но задача одна - строить так, чтобы не пришлось завтра перестраивать... Но это значит, очевидно, строить сообразно с завтрашним днём русской жизни». П. Н. Игнатьев считал, что «завтрашним днём русской жизни» должно стать профессионально-техническое образование, т. к. «нет сомнения, что после войны на первый план выдвинутся экономические вопросы и необходимо, чтобы профессиональное образование проникло во все слои населения в целях экономического освобождения России».