Пушкинская развязка. От истории до дня открытия

Схема дорожного движения в районе развязки. 





Как это было. 

Хронология строительства с 25 мая 2011 года.


Новейшая история пушкинской развязки.
 
1984 - 2010
 
Первый проект реконструкции перекрестка улицы Пушкина и Комсомольского проспекта появился еще в 1984 году. Его выполнили специалисты из Воронежа — кольцевая развязка была представлена в одном уровне.
 
Начиная с середины 2000х , томичи тратили на проезд через район 4-й поликлиники от 25 минут до 1,5 часов.
 
В 2008 году город чуть не начал строительство развязки. Проект предусматривал только возведение эстакады в виде клеверного листа, ее съезды упирались в узкие улицы. Проект был отправлен на доработку мэром Томска. При отсутствии объездных путей в городе на время строительства город мог превратиться в одну большую пробку.  
 
Поэтому, за период с осени 2009 года по осень 2010 года была построена связка Клюева – Балтийская – Елизаровых , чтобы появилась возможность объехать главную городскую пробку.
 
В октябре 2009 года запущена новая троллейбусная линия маршрута № 7 от Иркутского тракта – Пушкина – Комсомольский – Томск 1, а осенью 2010 жители Каштака узнали, что кроме троллейбуса № 4 к ним стал ходить и новый № 5. Оба маршрута сделали кольцевыми. Они пересекали Пушкина с проспекта Комсомольского в сторону Каштака, и с улицы Говорова обратно на Комсомольский.
 
В 2010 году по данным кафедры автомобильных дорог ТГАСУ средняя загруженность улиц в районе 4-й поликлиники составила 0,85 (по шкале от 0 – «свободное движение» до 1 – «пробка»). После строительства развязки загруженность должна снизиться до 0,4.
 
В 2010 году из 3,5 миллиардов рублей на помощь регионам Томску было обещано 3 миллиарда. Губернатору Виктору Крессу и мэру Николаю Николайчуку удалось убедить Москву, что пробки на Пушкина и Комсомольском существенно повлияют на транспортную доступность технико-внедренческой зоны.
 
Полное финансирование Томск получил весной 2011 года.
 
2011
 
25 мая 2011 года – официальное начало строительства развязки. Дорожники приступили к демонтажу рельсовых путей – с этого момента трамваи больше не ходят до Томска-2. Несмотря на указанный в конкурсной документации срок – три года, строителям была поставлена задача закончить развязку через полтора. За 16 месяцев Мостоотряду №101 Томского филиала ОАО «Сибмост» и субподрядчикам предстояло выполнить строительство двухуровневой транспортной развязки, реконструкцию ул. Пушкина от ул. Яковлева до путепровода в районе ГПЗ-5, реконструкцию Иркутского тракта от ул. Мичурина, расширение ул. 1-ой Рабочей, ул. Рабочей, ул. Мичурина и реконструкцию путепровода в районе ГПЗ-5, перенос коммунальных сетей, расселение 24 семей и снос 28 зданий, строительство двух подземных и шести надземных переходов.
 
4 июня Николай Николайчук провел первый штаб на пушкинской развязке, всего за время строительства их будет 82. В ходе штабов разработано 22 графика строительным и коммунальным организациям. В строительстве «пушкинки» приняло участие полторы тысячи человек.
 
22 декабря Октябрьскому и Ленинскому району впервые пришлось запастись терпением и холодной водой на 47 часов. Коммунальщики в оперативном режиме переносили свои сети из-под дороги в тротуарную зону. В большинстве домов вода появилась раньше указанного срока.
 
2012         
 
24 февраля года после оперативного переезда медперсонал 4 поликлиники начал работать в отремонтированных зданиях на ул. 79 Гв. Дивизии и Иркутском тракте.
 
2 апреля начались работы на путепроводе в районе ГПЗ-5, а 16 апреля транспорту с Иркутского и обратно оставили две полосы.
Томичи учились ездить по-новому: впервые в Томске появились выделенные полосы для общественного транспорта.
 
23 апреля второе долгое отключение холодной воды. На участке строительства «Томскводоканал» меньше, чем за 40 часов «с нуля» прокладывает новые 2,3 км водопровода и 3,4 км канализации на 14 точках ремонта.
 
17 мая здание октябрьского военкомата сравняли с землей. Это случилось после года споров и согласований с Министерством обороны РФ.
 
16 июля открыто движение под эстакадой.
 
22 сентября транспорт едет по эстакаде в обе стороны.
 
20 октября – официальное открытие развязки.

Интересные факты:
    1. Общая длина транспортной развязки – 4,7 км, а с прилегающими дорогами – 9 км.

    2. Улицы Пушкина и Иркутский тракт расширили до шести полос, улицы Мичурина и Рабочую – до четырех.

    3. В период строительства развязки заасфальтировано 178 тысяч квадратных метров дороги – это 25 полей стадиона «Труд».

    4. Каждая из четырех металлических балок в основании эстакады весит 240 тонн. Глубина пяти опор эстакады – около 30 метров. Это высота средней 9-этажки.

    5. При строительстве развязки строители использовали новое дорожное покрытие – щебеночно-мастичную смесь. Она в два раза прочнее асфальтобетона и меньше расходуется.

    6. Реконструкция путепровода осложнялась действующей железной дорогой и рабочими сетями высокого напряжения. Железнодорожники выделяли подрядчику временные «коридоры», когда отключали контактную сеть, и работы велись только в эти «окна».

    7. На выплату компенсаций собственникам 12 жилых домов, 2 гаражей и 7 земельных участков потрачено 100 миллионов рублей.

    8. Ширина дорожной части реконструированного путепровода – 23 метра (6 полос), ширина пешеходного тротуара – 3,5 метра с каждой стороны.

    9. В рамках строительства развязки будут построены 6 надземных и 2 подземных перехода.

    10. Благодаря ускоренным темпам работ, коммунальщикам почти в 2 раза удалось сократить общее время отключения холодной воды за все время строительства развязки, хотя изначально заявленные сроки в сумме составили 167 часов или 7 полных суток.