Отчет мэра Томска «Об итогах социально-экономического развития Томска в 2012 году. Приоритетные направления работы на 2013 год»

Уважаемые депутаты, уважаемые томичи!


Сегодня, в соответствии с Уставом Томска, я выступаю перед вами с отчетом об итогах деятельности администрации в 2012 году.

Я постараюсь коротко рассказать вам о том, как мы справлялись с проблемами в минувшем году, к каким результатам пришли, и над чем будем работать в 2013-м.

Есть множество статистических данных о том, как выросла средняя зарплата по городу, увеличились основные фонды томских предприятий, вырос оборот розничной торговли и объем платных услуг населению. Да и многое другое.

Я приведу вам одну, но красноречивую цифру.
Общий объем налоговых поступлений с территории города в прошлом году составил 49 с половиной миллиардов рублей.
По сравнению с прошлым годом эта сумма выросла на четверть!
Это лучше любых статистических показателей говорит о том, что экономика города активно развивается, что люди, работающие в разных отраслях, получили прибавку к зарплате, что городской бизнес увеличил обороты.

Но, в бюджете города от суммы этих налогов осталось лишь четыре с половиной миллиарда. Или девять копеек с рубля.

Сложно? Да, сложно. Тем не менее, мы ищем способы увеличения городского бюджета.

Во-первых, мы продолжаем наращивать собственные доходы.
Основной прирост налоговых доходов в прошлом году произошел за счет НДФЛ. Замечу, это лишний раз доказывает, что в городе растет количество рабочих мест и уровень заработной платы.

Мы стали эффективнее использовать муниципальное имущество и главный городской ресурс – землю. В 2007 году город получил от продажи земельных участков 80 тысяч рублей. В прошлом году эта сумма составила 403 миллиона.

На 77 процентов увеличились поступления по арендной плате. Наведя порядок в сфере землепользования, мы пришли к тому, что земельные платежи сегодня формируют четверть городских доходов. Только в прошлом году это принесло нам почти полтора миллиарда рублей. Это – результат.

Во-вторых, мы продолжаем выполнять свои обещания по привлечению в город федеральных денег при помощи губернатора Томской области. Если в 2007 году объем денег, привлеченных из вышестоящих бюджетов, составлял тринадцать миллионов рублей, то в минувшем году – три миллиарда.

В итоге за прошлый год наши доходы в абсолютном выражении выросли на один миллиард рублей. А по сравнению с 2007 годом они увеличились больше, чем в два раза. На семь с половиной миллиардов.

Это позволило нам кратно увеличить финансирование важных городских сфер. Так, расходы на образование (в частности, на увеличение мест в детских садах) выросли почти на семьсот миллионов рублей, на развитие дорожного хозяйства – на полмиллиарда. На четверть выросли расходы на капитальный ремонт, в том числе социальных объектов.
Но вы понимаете - даже кратное увеличение доходов не позволит нам развивать город необходимыми темпами. Нам нужны инвестиции.

Мы начали работать над созданием инвестиционного климата в городе не так давно.

Раньше Томск не предпринимал таких шагов, заботясь только о том, как грамотно распределить бюджет.

Томск был неизвестен инвесторам. – Мы начали участвовать в российских форумах и выставках, представили свои инвестпроекты в Москве, создали традицию проведения инвестиционных сезонов в Томске.
Сегодня в деловых кругах России это достаточно известное событие.

Хотя, признаюсь, это было непросто: привезти такое количество знаковых экспертов и крупных бизнесменов страны на муниципальный уровень, – и не в самый крупный город, – в Сибирь – казалось нам нереальным.
Тем не менее, нам удается не только собрать их в Томске, но и убедить их в нашей открытости и готовности идти навстречу.

За прошлый год мы увеличили объем инвестиций в городскую экономику больше чем на два миллиарда! И это при том, что город не обладает какой-то сырьевой базой, нефтью или газом.

Но привлечь инвесторов – только половина дела.
Им нужно что-то предложить.
В первую очередь - землю, инфраструктуру и отсутствие бюрократических проволочек. В прошлом году мы решили совместить эти три фактора в одном масштабном проекте – создании промышленного парка.

Решение о его необходимости было принято городской думой еще несколько лет назад, но до сих пор оно оставалось на бумаге. Мы долгое время не знали, как подступиться к его реализации. Первые реальные шаги были сделаны в 2012 году.

Просто потому, что мы первыми из городов России самостоятельно начали заниматься этим вопросом.
На муниципальном уровне не существовало нормативной базы, не было опыта, на который мы могли бы опереться. Мы стали первыми.
Мы долго не могли найти понимания и поддержки. Но губернатор Сергей Анатольевич Жвачкин услышал нас и смог сдвинуть этот проект с мертвой точки.

Нам непросто было найти подходящий земельный участок.
Мы столкнулись с практически неразрешимой проблемой – отсутствием инженерной инфраструктуры.
Нам пришлось провести немало переговоров с местными ресурсоснабжающими компаниями, чтобы они предоставили бесплатное подключение к коммуникациям. Естественно, они не хотели идти нам навстречу.
В прошлом году мы провели 77 заседаний рабочей группы, пытаясь найти решение.

И нам удалось это сделать. Уже принято решение о подключении территории промпарка ко всем видам коммуникаций по нулевому тарифу.
Таким образом, инвестор, заходя в наш индустриальный парк, получит уже готовый участок земли с подведенной инфраструктурой.
Подключение к электроэнергии, водоснабжению, канализации, газу и теплу будет для него бесплатным.

Совместно с областной администрацией мы сформировали пакет документов для участия в конкурсе Минрегионразвития. В случае победы мы можем рассчитывать на 744 миллиона федеральных средств на строительство инфраструктуры промпарка.

В прошлом году город активно строился. Можно однозначно сказать, что кризис 2009 года в строительстве преодолен.

Городская власть способствовала этому.
В сложные для строителей годы мы ввели самый низкий коэффициент к ставкам арендной платы при строительстве жилья.
Отменили повышающие коэффициенты на аренду при строительстве иных объектов.
Ввели отсрочки и рассрочки до трех лет по уплате платежей в городской бюджет.

Город сознательно пошел на снижение доходных поступлений, чтобы поддержать строительную отрасль, с которой так или иначе связаны тысячи горожан.
Мы существенно сократили сроки подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство. Сегодня Томск по этому показателю занимает шестое место в России по данным Всемирного банка «Дуинг Бизнесс».

Поэтому мне непонятно, на каких основаниях строители до сих пор апеллируют к этому аргументу. Уже недопустимо оправдываться кризисом, позволяя себе задерживать сроки ввода объектов, позволяя увеличивать свой долг перед городом по земельным платежам.

Уважаемые депутаты, я надеюсь на вашу поддержку в принятии решительных мер к тем строительным компаниям, которые сегодня продолжают самым бессовестным образом нарушать свои обязательства по отношению к городу.

В Томске было введено 380 тысяч квадратных метров жилья. На самом деле к этой цифре можно смело добавить еще 50 тысяч, которые построены самовольно, без разрешительных документов.
К сожалению, сегодня у муниципалитета нет полномочий остановить этот беспредел.
Нам нужна помощь депутатов Государственной думы в изменении федерального законодательства.

Не дожидаясь этого, мы предприняли ряд шагов, чтобы обезопасить горожан. Опубликовали на сайте администрации список самовольно возводимых объектов.

Обращаюсь к томичам с просьбой: сверяться с этим списком при покупке жилья.

Конечно, самая масштабная стройка минувшего года - это Пушкинская развязка. Казалось бы, она должна была стать самым беспроблемным проектом. Федеральное финансирование получено – выходите на площадку и стройте.
На поверку все оказалось сложнее.
Мы жестко сократили сроки строительства: вместо трех лет нужно было ввести развязку за полтора года. В России нет примеров, когда объекты такого масштаба вводили за столь сжатые сроки.
Все знают, что мы расширили путепровод и построили эстакаду на развязке, но ведь огромный объем работ мы провели под землей! Переложили все коммуникации, теперь в этом районе новый водопровод, новые тепловые сети, новая ливневая канализация.

Все помнят историю с домом на Балтийской при строительстве развязки на Елизаровых.
При строительстве Пушкинской развязки таким «домиком Ивановой» стал бывший министр обороны. В какой-то момент эта проблема могла сорвать ввод развязки в установленные сроки, но мы смогли не допустить этого.

Честно признаюсь, полтора года назад, в начале строительства, мы сами не верили в то, что нам это удастся.

Хочу еще раз поблагодарить строителей. И лично – Василия Николаевича Музалева.

Пушкинская развязка стала самым масштабным, но не единственным дорожным проектом прошлого года. Мы построили новую улицу Обручева, благодаря чему микрорайон Солнечный перестал быть тупиковым. Начали реконструкцию Дальне-Ключевской.
Если сравнивать с 2007 годом, протяженность томских улиц выросла на 66 километров. Беспрецедентная цифра для города за последние тридцать лет.

Но мы уделяли внимание не только дорогам. В минувшем году мы построили 34 километра новых водопроводных сетей. Новый водопровод появился в поселках Дзержинский и Тимирязево, заканчивается строительство сетей водоснабжения в микрорайоне Восточном.

В прошлом году нам удалось, наконец, решить проблему с теплоснабжением в поселке Дзержинский. Долгое время жители получали тепло от котельной УФСИН, которая технически не могла обеспечить нормальную температуру. Жители мерзли, естественно, отказывались платить за такое «тепло» в кавычках. Котельная, в свою очередь, не могла собрать средств на топливо.
Такой замкнутый круг продолжался несколько лет. Пока в прошлом году мы не нашли инвестора, готового построить в поселке газовые котельные.

Не все проблемы городского хозяйства нам удалось разрешить на должном уровне.

Во-первых, уборка снега.
И не потому, что этот год был экстремальным по его количеству.

Мы четыре года наращиваем парк техники. Предприняли кадровые решения. В ближайшее время изменим технологию уборки. Но все это не решит проблему коренным образом.

Я разговаривал с мэрами соседних городов: они столкнулись с той же проблемой. Например, Новосибирск купил 45 грейдеров, а на уборку улиц выходит только тридцать.
Аналогичная ситуация в Красноярске: техника есть, а работать на ней некому.
Так же и у нас: купили девятнадцать машин для уборки тротуаров, а механизаторов – только восемь. В целом Спецавтохозяйству не хватает более ста сотрудников.

Я предлагаю кардинальное решение. Нам жизненно необходима система по закреплению кадров в важнейших отраслях городского хозяйства. Только такие меры позволят действительно решить проблему.
Уважаемые депутаты, я обращаюсь к вам с предложением – возобновить действие социальной ипотеки, но теперь – уже для работников «Спецавтохозяйства».
Нам необходимо разработать и принять такую программу в ближайшее время и предусмотреть ее финансирование в городском бюджете. По моим оценкам, это может потребовать около 50 миллионов рублей ежегодно.
Чистота города – дороже.

Во-вторых, «маршрутный» транспорт.
В прошлом году мы планировали начать транспортную реформу: оптимизировать маршрутную сеть и внедрить новый принцип «один маршрут – один перевозчик». Но, к сожалению, задача оказалась намного сложнее.
Оптимизация маршрутной схемы не выдержала проверку на одобрение горожан. Был момент, когда мы хотели убрать маршруты, дублирующие наш электротранспорт. Но решили, что мы должны быть партнерами с частным бизнесом, а значит, лукавить не стоит.
Мы рассчитывали объединить перевозчиков одного маршрута в одну организацию. Но убедить предпринимателей оказалось не так просто. В Томске 845 маршруток, но среди их владельцев в основном, физические лица.
Но повторю еще раз. На одном маршруте должен быть один оператор. Оператор, который организует график движения и обеспечит качество перевозок.
Систематически не выполняешь требований – извини, выставляем твой маршрут на конкурс.
Процесс такого объединения начался: перевозчики пяти маршрутов из 36 уже согласились с этой идеей. И этот процесс набирает обороты.

Повторю еще раз: пока перевозчики не объединятся, пока не улучшат качество услуг, никаких встречных шагов со стороны администрации не будет. Без этого не может быть и речи о повышении тарифа на проезд.

В-третьих, управляющие компании.
Большинство из них продолжают работать некачественно и непрозрачно.
Потому что до сих пор остаются бесконтрольными. И изменение законодательства не решило эту проблему.
Убежден, что принятие двух ключевых решений заставит управляющие компании работать прозрачно и понятно.
Первое: все платежи управляющих компаний должны проходить через Единый муниципальный расчетно-кассовый центр.
Мы должны видеть, что деньги направляются на нужды жителей, а не на повышение благосостояние руководства управляющих компаний.
Второе: в ЕРКЦ должна быть сконцентрирована вся база данных по всем жилым домам. Сегодня она разрознена по управляющим компаниям, и получить ее не могут ни жители, ни муниципалитет.

Решим эти два вопроса, будет настоящий, а не мнимый контроль.

Я обращаюсь к членам Совета Федерации, к депутатам Государственной Думы Российской федерации и областным депутатам за помощью:
нам нужно инициировать передачу реальных полномочий по контролю – муниципалитетам, ведь вопрос о непрозрачности в управлении многоквартирными домами ставит и президент Путин.

Теперь к другим темам.
Сегодня мы не можем позволить себе массово строить новые социально значимые объекты – школы, сады, бассейны и спорткомплексы. Но капитальные вложения позволяют нам обновлять уже существующую социальную инфраструктуру.
В прошлом году мы открыли три обновленных бассейна, где капитального ремонта не было больше тридцати лет. Отремонтировано семь детских садов и одиннадцать школ, две детских больницы и стационар четвертого роддома. В новые здания, наконец-то, переехала многострадальная четвертая поликлиника.
Нам удалось существенно снизить остроту вопроса по детским садам.
Еще несколько лет назад родители вообще не понимали, когда и как можно встать в очередь, как она движется, и какие факторы являются решающими для получения места.
Проблема была в непрозрачности.

Я хотел бы сказать спасибо тем активным родителям, которые несколько лет назад обострили эту проблему.
Благодаря вам – нам удалось изменить систему распределения путевок.
Сегодня очередь в детский сад абсолютно прозрачна, любой родитель может зайти на сайт городской администрации и отследить, как она движется.

К сожалению, проблему нехватки мест в детских садах решить было не так просто.
Поэтому мы шли сразу по всем направлениям.

Во-первых, это строительство детских садов.
Когда-то открытие нового сада в микрорайоне Восточный было событием: это был первый новый сад за последние двадцать лет.

Сегодня построен сад в Зеленых горках, и – впервые – на Степановке. Мы сделали пристройку к саду на Ивановского, которая по площади больше основного корпуса. По сути, это еще один детский сад.
Благодаря областной программе мы выделили девять земельных участков, на двух из которых уже начато строительство.

Во-вторых, мы капитально ремонтируем сады. Могу сообщить: на сегодняшний день мы открыли все корпуса садов, которые долгое время были закрыты.
Семь садов – только за прошлый год.

В-третьих, мы вернули здания детских садов, которые в свое время были переданы под иные нужды.
Правительство России поставило такую задачу перед всеми органами власти. Но все, к кому мы обратились, потребовали иные помещения на замену.
Только муниципалитет вернул обратно под детские сады все свои здания, которые действительно можно было перепрофилировать под эти нужды.

В-четвертых, мы начали выплачивать компенсации семьям, где ребенок ходит в частный сад вместо муниципального, — четыре тысячи рублей в месяц. Сейчас эту компенсацию получают полторы тысячи семей.

В прошлом году мы начали реализовывать малые, но при этом значимые проекты, которые делают город более удобным.

Мы впервые системно занялись вопросами безопасности пешеходов. В прошлом году заработала специальная городская программа.
На переходах у половины томских школ появились необычные «мигающие» светофоры или искусственные неровности.

Мы продолжили работу по обустройству жилых кварталов, уделяя особое внимание окраинам. Мы продолжили освобождать дворы от нагромождения старых гаражей, а взамен ремонтировать асфальтовое покрытие и оборудовать детские площадки.
Мы начали системную кампанию по организации точечных зон отдыха. Стали делать небольшие скверы и площадки, чтобы у жителей каждого района были собственные места отдыха, и не нужно было выбираться на выходные в центр города.
Только на окраинах за год появилось пять новых мест отдыха. Всего же за год мы открыли 18 скверов и зон отдыха.

Томск действительно становится комфортнее. К нам стало приезжать в два раза больше людей.
Они выбирают Томск своим местом жительства. Значит, им здесь интересно, они ощущают себя комфортно и безопасно. Значит, город на самом деле развивается.
Почему это важно? Сегодня города всего мира соревнуются за людей. Выигрывают те, кто сможет привлечь больше студентов и молодых специалистов, кто заманит больше туристов, инвесторов, заинтересованных людей. Именно ради этого разрабатываются городские стратегии.

Проект «Томск 3.0», о начале реализации которого мы заявили в прошлом году, - это попытка построить в городе именно такую стратегию.

Можем ли мы сегодня соревноваться с другими городами за людей?

Нам сложно.
Рядом – города-миллионники – Новосибирск, Красноярск, Омск.
Мы говорим, что наше преимущество – студенты, но ведь и в этих городах есть сильные вузы. Мы говорим, что у нас есть инновации, но ведь и в Новосибирске есть Технопарк и наукоград Кольцово.
К нам приезжают тысячи студентов, для которых Томск – это хороший старт начала жизни. Но сможем ли мы удержать их в городе?

Томск должен стать интересным. Он должен стать пространством, в котором найдется место и перспектива для каждого, вне зависимости от возраста и профессии.
Пространством, где много образовательных и культурных событий, современных и необычных идей.
Пространством, куда приезжают новые люди и с удовольствием остаются здесь на подольше. Город должен притягивать людей, а за населением подтянется и бюджет, и торговля, и дороги, и остальная экономика.

Я надеюсь, вы понимаете, что это наша общая задача. Именно ее мы пытаемся решить с помощью проекта «Томск 3.0».
Заявив о его реализации, я услышал много аргументов «против». Между тем, сейчас подобные проекты запускают в других городах России и мира. Появился мировой проект Сити 3.0, проект Пермь 3.0.
Кто еще не верит, может зайти на сайт Петербург 3.0. Мы были первыми, но почему-то испугались.

Нам нужно быть смелей. В первую очередь, я отношу это к себе.

Реализация проекта «Томск 3.0» - это все, что делает наш город комфортным, креативным и конкурентным. Это новая инвестиционная политика и строительство промпарка. Это создание новых скверов и безопасность горожан.
А самое главное – это инициативы томичей. Ведь проект «Томск 3.0» - это не целевая программа городской администрации, а общая идея развития Томска, которая предполагает множество мероприятий, делающих жизнь здесь более современной, интересной, культурно насыщенной, перспективной.

В минувшем году в Томске уже появились горожане, которые реализуют этот проект, хотя, возможно, сами даже не подозревают об этом.
Так, группа томичей решила включить русскую традиционную культуру в современное городское пространство и организовала этнофорум.
Спасибо депутату Васильеву.
Алексей, считаю, что это настоящая депутатская работа.

Другая группа горожан решила приобщить томичей к опере и организовала фестиваль, где ее можно было послушать в здании железнодорожного вокзала.

Спасибо Елене Буровой и ее коллегам.

Группа странных людей, как они сами себя называют, превращает заброшенный кусочек улицы в Аллею Гоголя.

Спасибо команде Владимира Мельникова.

Пробудившееся чувство со-горожанства показало себя и в сложной, трагической ситуации. Взрыв в доме на Сибирской не оставил равнодушным никого. В первые же часы после случившегося к дому начали приезжать томичи, которые несли пострадавшим одежду, вещи, продукты, деньги. Горожане собрали для жителей Сибирской почти миллион рублей. Фактически на помощь пришел весь город.
Я благодарю томичей за отзывчивость.

Какие задачи стоят перед нами сегодня? В 2013 году предлагаю сосредоточиться на четырех основных направлениях.

Первое.
Создание благоприятного инвестиционного климата.
Сегодня это задача номер один.


Всем известно, что есть города, где от заявки инвестора до получения всех согласований проходит три месяца. Это счастливые города, и там живут счастливые инвесторы.

Но это и закономерный итог создания в этих городах институтов развития, которые работают с инвесторами по принципу «единого окна».

Приведу один пример.
В Ростовской области Агентство инвестиционного развития было создано в 2004 году. Главным критерием его работы было исполнение контрактного задания – за пять лет оно должно было привлечь в регион два миллиарда долларов. По факту – привлекло три миллиарда.
Мы решили пойти этим же путем. В минувшем году мы создали Агентство развития города, которое будет работать с инвестором по принципу «единого окна». Инвестору нужно будет предоставить всего четыре документа. Агентство оценит проект, внесет его на инвестиционный комитет, а в случае одобрения обеспечит сопровождение инвестора и получение всех необходимых разрешений.

Мы также поставили перед Агентством контрактное задание: за два года оно должно привлечь в город, пока скромно, - два миллиарда рублей.
Убежден, что работа по привлечению инвестиций не должна ложиться на плечи только областной власти. Муниципалитеты обязаны включаться в нее.
Это подтверждают и намерения Агентства стратегических инициатив, которые готовят к внедрению муниципальные стандарты по улучшению инвестклимата. Раньше они действовали только на региональном уровне.

Отмечу, что городской стандарт АСИ создается в том числе и на томских разработках. Поэтому Томск обязательно будет бороться за то, чтобы стать пилотным городом по его внедрению.

Второе.
Мы продолжим заниматься развитием городской инфраструктуры.
В этом году мы сосредоточимся на газификации города в рамках общей областной программы.
На проектировании документации по строительству канализационно-насосной станции и реконструкции городских очистных сооружений.

Мы утвердим проект охранных зон подземного водозабора. За тридцать пять лет с момента его запуска они так и не были определены.

Также мы продолжим работу по проектированию и поиску финансирования на строительство тоннеля под железной дорогой в районе Мокрушинского переезда. Добавлю, по нашим подсчетам, строительство развязки или эстакады в этом районе обошлось бы кратно дороже.
И, наконец, нам нужно найти проектное решение по транспортной доступности Степановки.


Третье.
Я намерен включить томичей в реальное управление городом. Именно они будут первыми, у кого нужно спрашивать совета.
Для этого мы будем совершенствовать систему обратной связи.
Для этого мы будем активно поддерживать инициативы томичей, направленные на обустройство города.
Уже сегодня горожане, у которых есть идея благоустройства собственного двора, могут получить деньги на ее реализацию по различным городским программам.
В этом году мы увеличим сумму:
например, по муниципальному гранту можно будет получить уже не сто пятьдесят, а триста тысяч рублей на обустройство одного двора.
Мы будем помогать активным жителям, включая их двор в городские программы по благоустройству и озеленению, помогать с вывозом старых гаражей и обустройством детской площадки.

Мы планируем поддержать инициативы горожан по созданию небольших зон отдыха в жилых кварталах.
Мы уже начали эту работу в прошлом году, когда жители собрались и сами предложили идею Кулагинского сквера, сами определили, где он будет расположен, и каким он должен быть.
Мы готовы поддержать жителей всех районов.
Я поставил главам задачу создать в этом году минимум две зоны отдыха в каждом районе города.

И последнее.
В ближайшее время я буду менять управленческую структуру в городской администрации, подчинив ее комплексному подходу.

Пять лет назад мы провели реформу структуры управления, и для того времени она была совершенно правильной. Тогда нам нужно было решать именно отраслевые вопросы.
Сегодня, когда есть прозрачность работы каждого направления, этого уже недостаточно. Такая система замечательно работала, когда все прописано и не нужно было решать задач, требующих действия сразу нескольких управлений и департаментов. Сейчас, когда мы ставим уже более сложные и комплексные задачи развития, отраслевая система «буксует». Исполнители, начальники служб и комитетов, чьи функции строго регламентированы, между собой не могут решить вопросы.

С этого года заместители мэра будут заниматься приоритетами развития города, не дублируя деятельность отраслевых департаментов.
Стратегическими задачами, например, созданием промышленного парка, должен заниматься один заместитель, одновременно координируя действия различных департаментов, управлений, комитетов и служб.

Уважаемые депутаты!

В прошлом году вы утвердили новую процедуру отчета. Согласно изменениям, обсуждение итогов года прошло в каждом из комитетов. По итогам вы направили мне десять ключевых вопросов. Считаю, правильно будет организовать работу по каждому из них и вместе решать их в течение года.


Я – готов к диалогу.

Спасибо за внимание.




ITOGI_2013.ppt