Отчет мэра Томска «Об итогах социально-экономического развития Томска в 2011 году. Приоритетные направления работы на 2012 год»

Уважаемые депутаты, уважаемые томичи!


Сегодня, в соответствии с Уставом Томска, я выступаю перед вами с отчётом об итогах деятельности администрации города в прошлом году.

Мы пригласили почётных граждан города, старейшин, ветеранов, членов Томской городской палаты общественности, представителей бизнес-сообщества, лидеров общественного мнения.

Мы не просто продекларировали открытость городской власти. Мы на самом деле хотим сделать свою работу максимально открытой и понятной для всех томичей. Для нас очень важно сегодня, как говорится, «сверить часы», определить направления развития города, и я благодарен вам, что вы откликнулись на наше приглашение.
***
Сегодня я в третий раз выступаю перед вами как мэр города с отчетом об итогах развития Томска. Каждый мой отчет – это подведение результатов нашей борьбы с городскими проблемами, которые накапливались десятилетиями.

Три года назад, когда жители города доверили мне эту должность, мы перешли на систему трехлетнего планирования. Был принят трехлетний бюджет на 2009-2011 годы, было запущено несколько городских программ, также рассчитанных на три года.
Поэтому сегодня я хочу познакомить вас не только с теми изменениями, которые произошли в Томске в 2011 году, но и с итогами того, что нам удалось сделать за эти три непростых года.

Для тех, кто считает, что основная идея доклада должна быть изложена сразу, скажу сразу: за три года бюджет города увеличен в полтора раза, с восьми до двенадцати миллиардов рублей.

А теперь – подробности.

***
Несмотря на то, что девяносто процентов налогов, собранных на территории города, уходят в областной и федеральный бюджеты, мы нашли инструменты увеличения городских доходов.

Во-первых, это земля. С помощью новых правил землепользования Томск начал зарабатывать деньги от продажи земли под строительство. Мы сделали землю товаром, который продаем с аукционов — для города это разовый доход от продажи и постоянный доход с налога на землю.
Во-вторых, это привлечение федеральных средств. Томск наконец-то начал участвовать в федеральных программах и получать федеральное финансирование на реализацию масштабных городских программ. Мы научились готовить конкретные проекты, проектно-сметную документацию и защищать их в Москве.
Мы выполнили свое обещание: федеральные деньги, государственные инвестиции наконец-то пошли в город.

В 2011 году бюджет Томска составил 12 миллиардов 444 миллиона рублей. При этом собственные доходы города - 5 миллиардов.
На каждый рубль собственных доходов в прошлом году мы дополнительно привлекли четыре рубля.
Поясню, за счет чего это произошло. В прошлом году мы увеличили налоговые доходы на пять процентов, неналоговые на 36 процентов, а уровень безвозмездных поступлений, в том числе за счет привлеченных федеральных средств, - на 58 процентов. То есть в полтора раза.

Соответственно, у нас была возможность за три года в два с половиной раза увеличить расходы на дорожное хозяйство, в 2 раза увеличить расходы на социальную политику и образование, на 40 процентов увеличить расходы на здравоохранение и спорт.

***
Для полноценного развития города недостаточно только запустить систему привлечения федеральных средств и наращивать городской бюджет. В экономику города должны прийти частные инвестиции. Наша задача – создать условия для этого.

Мы уже начали эту работу. Нам удалось сделать прозрачной систему выделения земельных участков.
Любой инвестор может открыть городской инвест-портал. Выбрать понравившийся участок земли. В реальном времени оценить возможные обременения. И участвовать в открытом аукционе. Работает инвесткомитет, который определяет, как власть может помочь инвестору в реализации его проекта или идеи.

Мы ведем планомерную работу по привлечению инвесторов в Томск. Компании с мировым именем всерьез начали рассматривать наш город как территорию инвестиций. В 2010-м к нам пришли «МЕТРО» и «Веолия». В 2011 мы вели консультации с крупнейшими консалтинговыми компаниями мира, например, «Делойт и Туш». У нас в гостях побывали такие величины, как Филипс, Ремондис, ДалкИа. Вчера состолись переговоры с «Макдональдс».

Мы представили инфраструктурные проекты города, интересные для инвесторов, на нескольких крупных мероприятиях.
Это круглый стол «Экономика нового города» в московском офисе компании «Делойт и Туш». Томская экспозиция на Красноярском экономическом форуме. Уже ставшие традиционными томские Инвестиционные сезоны.

В результате заработал проект «Мэйд ин Томск».
Подписано трехстороннее Соглашение между томским и северским муниципалитетами и ЗАО «РОЭЛ Групп» о сотрудничестве в реализации проекта «Современный трамвай». Подписан протокол о намерениях с финской компанией «Руукки» о внедрении новейших технологий в различные отрасли строительства в Томске.

Томск включен в список двадцати пилотных проектов федеральной программы «Новая Индустриализация страны». Ведется активная работа по вхождению в пилотный проект Минтранса «Модернизация городского транспорта», реализация которого начнется в этом году.

В итоге объем инвестиций за три года в пересчете на каждого томича вырос на четыре тысячи рублей.

***
Вы понимаете, что если я сказал слово «инвестиции», я не могу ни сказать слово «инновации».

Я не буду рассказывать вам про то, что в 2011 году утвержден проект ИНО Томск 2020. Вы хорошо это знаете.
Как и то, что четырнадцатый томский инновационный форум собрал множество российских и зарубежных экспертов.
Что в 2011 году Томская область названа самым активным регионом в сфере инноваций.
Что доля инновационных товаров в общем объеме промышленного производства томских предприятий составляет двенадцать процентов.

Я хотел бы обратить ваше внимание на другое.

Важно, чтобы имидж инновационного Томска сохранялся не только для внешних экспертов, но был реальностью и для каждого томича.

Именно поэтому для нас было важно реализовать проект доступного вай-фая в городе. В 2010 году в Томске появилась площадь Интернета. При поддержке томских вузов и айти-компаний, мы установили бесплатный доступ в интернет на площади Новособорной.
В 2011 году мы сделали следующий шаг, установив совместно с одним из сотовых операторов, бесплатный вай-фай в муниципальном пассажирском транспорте.

Именно поэтому для нас было важно сохранить «Академкнигу» в Томске.
Я думаю, что каждый из присутствующих в этом зале не раз бывал в этом магазине, и понимает, насколько это знаковое место для нашего города.
Многострадальная история «Академкниги», от которой отказалась Российская академия наук, разрешилась. Принято решение сделать этот уникальный магазин собственным городским проектом Томска. Потому что это важно для нас.

***
Также важно, как решение многих насущных городских проблем. Таких, как жилье, детские сады, дороги, транспорт, коммунальное хозяйство.
Расскажу обо всем по порядку.

***
Жилье.
В 2009 году мы запустили программу городской ипотеки, по которой субсидировали процентную ставку. В 2010-м заработала социальная ипотека, которая предусматривает оплату первоначального взноса в размере 150 тысяч рублей и субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту в течение десяти лет.

За три последних года из ветхих и аварийных домов в благоустроенные квартиры выехало почти две тысячи семей. Причем большая часть домов расселена за счет инвесторов.

Капитально отремонтировано 305 домов, в которых живут более семи тысяч томичей.
В 2011 году реализован пилотный проект по реконструкции совместно с инвестором «хрущевки» на Комсомольском, 71.

В Томске начали строить по новым технологиям. Появилась первая 16-этажка на Иркутском тракте, построенная по сборно-каркасной технологии. Продолжается застройка района Солнечная долина, где появился новый детский сад и ведется строительство олимпийского бассейна.

Согласно рейтингу агентства «ПЕнни ЛЭйн РиЭлти» в 2011 году Томск занял третье место в рейтинге наиболее перспективных городов России для инвестирования в жилую недвижимость.

Сегодня на три с половиной тысячи многоквартирных домов приходится шестьдесят одна управляющая компания. Такого количества компаний нет ни в одном российском городе. Большинство из них продолжают работать некачественно и непрозрачно. Я со всей ответственностью говорю, что мы объявляем войну всем компаниям, которые непрозрачны для собственников.

Мы составим антирейтинг обслуживающих организаций, а затем поможем жителям избавиться от тех компаний, которые плохо работают, а главное – мягко скажу - лукавят в финансовой отчетности перед жильцами. Не сомневаюсь, что к концу этого года недобросовестные управляющие компании окажутся на грани банкротства. Не потому, что мы будем применять административные рычаги. Просто они потеряют основную часть своего жилого фонда. С нашей помощью жители уйдут к тем компаниям, которые работают прозрачно. Надеюсь, здесь нам также помогут прокуратура и УВД.

***
Теперь о детских садах.
В 2009 году мы ввели новую, прозрачную систему распределения путевок в детские сады, которая исключает возможность обойти очередь.
И стали поэтапно решать проблему нехватки мест в детских садах.
На первом этапе ликвидировали очередь для детей старше пяти лет. Уже в прошлом году все дети старше пяти лет получали путевку в детский сад в день обращения.
Кроме того, в 2011 мы вдвое сократили количество детей в очереди в возрасте трех-четырех лет.
В начале этого года в очереди стояло две с половиной тысячи детей старше трех лет.
У нас есть ресурсы, которые позволят нам сократить это число до нуля уже до конца этого года.
В 2013 году на очереди в детский сад не будет детей старше трех лет. В этом нам помогут частные сады и группы присмотра. С марта 2012 года мы начали компенсировать расходы родителей на них: четыре тысячи рублей ежемесячно.

***
Три года назад, во время выборов мэра, самой острой проблемой томичи называли состояние дорожно-транспортной системы города. Я расскажу, какие шаги мы предприняли в этом направлении.

В 2009-м мы начали строительство первой в Томске дорожной развязки на Балтийской. В прошлом году – строительство Пушкинской развязки. На карте Томска появляются вновь построенные дороги по улицам Клюева, Кольцевая, Обручева, Степановская. Всего за три года построено 36 километров новых дорог.
Для сравнения: к 400-летию Томска было построено один километр 200 метров новой дороги.

За два последних года благодаря привлечению федеральных средств нам удалось получить масштабное финансирование на ремонт дорог. Отремонтировано шестьсот тысяч квадратных метров. Таких масштабов дорожного ремонта в городе не было никогда.

Совместно с конструкторами «Сибэлектромотора» мы смогли найти простое, функциональное и недорогое решение для реконструкции трамвайных переездов. Это позволило увеличить пропускную способность томских улиц. За два года мы отремонтировали 21 трамвайный переезд на наиболее загруженных участках дорог. Такую же работу по моему мнению, должны провести собственники, а также компания «РЖД».

В 2011 году мы ликвидировали дорожный затор на железнодорожном переезде на улице Смирнова, расширив его до четырех полос.


Теперь о транспорте. Здесь все намного сложнее.
Мы уже предприняли первые шаги по наведению порядка в сфере пассажирских перевозок. Мы кратно увеличили парк муниципального электротранспорта. По некоторым направлениям троллейбусы стали реальными конкурентами «маршруткам». Что сразу же сказалось на цене и качестве услуг частных перевозчиков.

Тем не менее, нет смысла переводить большую часть пассажирских перевозок на муниципальный уровень. Нужно наводить порядок в работе частного транспорта. И здесь необходим комплексный подход.

В этом году мы начнем масштабную транспортную реформу.

Во-первых, введем новую схему движения, разработанную вместе с частными перевозчиками. В ней сокращены дублирующие маршруты, и изменены остальные. Часть маршрутов продлим, часть уберем с проспекта Ленина.

Во-вторых, заработает новый принцип работы предпринимателей в этой сфере. Один маршрут должно обслуживать одно предприятие, а не группа водителей и мелких предпринимателей, как сегодня. Это даст возможность применять санкции к тем «маршрутникам», кто нарушает график движения. Вплоть до изъятия у них маршрута с последующим выставлением его на новый конкурс.

В-третьих, создадим центр контроля за пассажироперевозками.

***
За много лет томичи привыкли, что благоустройство касается только центра города. Только проспекта Ленина.
За последние три года мы начали менять это представление. Я изначально заявлял, что мы изменим сам принцип благоустройства – от центра мы пойдем на окраины.

Мы начали инвентаризацию городских кварталов. И обнаружили, что десятки лет в городе существовали невидимые дороги. Их нет ни в дубльгисе, ни на любой другой карте. Хотя по этим внутриквартальным проездам каждый день сотни людей ходят в супермаркет, школу, на автобусную остановку или почту.

Мы запустили специальную программу – Благоустройство и ремонт внутриквартальных проездов. Нам удалось привести в порядок большую часть таких «невидимых» дорог. Их не только отремонтировали, но и поставили на учет – теперь они юридически зафиксированы в общегородской схеме уборки и благоустройства города.

Кроме того, мы начали комплексную работу по озеленению. Теперь это не просто точечная и бессистемная работа. Например, в 2011 году кратно выросло число снесенных аварийных тополей. И еще более кратно выросло число высаженных кустов и деревьев.

Мы начали внедрять энергосберегающие технологии и перевели город в полноценный режим освещения.
Привлечение иностранной компании «Веолия» принесло новые технологии, например,
позволило модернизировать систему обеззараживания питьевой воды. Впервые томичи перестали пить воду, хлорированную по устаревшим технологиям. Также заменена часть оборудования водопроводных сетей.

Аномальные ливни в прошлом году показали, что мы упустили из виду работу по модернизации системы ливневой канализации. В самых проблемных районах города ее пропускная способность составляет всего десять-двадцать процентов. Некоторые участки томской «ливневки» были построены еще в XIX веке. А в последние двадцать лет ее вообще не строили.

На то, чтобы привести в порядок все 192 километра ливневой канализации (она кстати, есть только на одной четверти дорог) , нужно полтора миллиарда рублей. Значит, необходимо привлекать федеральное финансирование. Сейчас мы готовим проектно-сметную документацию и заявку для получения федеральных средств.

***
На самом деле подвести итоги 2011 года сегодня невозможно.
В минувшем году случилось много событий, последствия и смысл которых проявится только в будущем.
Это был год больших заделов.

Во-первых, Пушкинская развязка. Четыре года назад мы чуть было не начали ее строить, но вовремя остановились. Тогда это был бы только путепровод с клеверным листом, который не решил бы проблему дорожных заторов на этом участке.
А сегодня мы строим не только саму развязку. А еще шесть полос на Пушкина. Реконструируем путепровод на Шариках, плюс прилегающие улицы Вокзальную, Железнодорожную, Дальне-ключевскую и Рабочую. Ведь реальный проект развязки, на самом деле позволяющий оптимизировать движение на этом участке, появился лишь в прошлом году, в рамках принятой нами новой программы развития улично-дорожной сети.
Сегодня строительные работы на этом участке причиняют жителям множество неудобств. С середины апреля до начала августа мы начнем расширение путепровода на Пушкина, и будем вынуждены закрыть его для автомобильного транспорта.

Я обращаюсь к жителям этого района с просьбой отнестись к этому с пониманием.
На три с половиной месяца сообщение между районом Иркутского тракта и остальным городом будет затруднено. Но это необходимо для того, чтобы к концу года разрешить все проблемные дорожные вопросы этого района, введя в эксплуатацию новую развязку.


Во-вторых, утверждение правительством проекта «ИНОТомск-2020». Томск объявлен центром инноваций на федеральном уровне, соответственно, все вопросы, связанные с качеством жизни в городе, с созданием комфортных условий будут решаться на ином уровне. Осенью прошлого года, в момент подписания, проект был только листом бумаги. Но уже в этом году томичи увидят первые реальные шаги по его реализации.

В-третьих, 2011-й прошел под знаком строительного крана. Множество строек, начатых в прошедшем году, станут реальностью для томичей только в этом, 2012 году.

Завершается ввод современной Станции «Скорой помощи» на Говорова, 25. Она будет очень комфортной: теплая стоянка для тридцати «скорых», современная мойка на восемь машин, теплый переход из здания медицинского персонала в гараж, новый огромный зал для проведения конференций. Станция станет базовой структурой для всех лечебных учреждений города. Это повысит качество и оперативность медицинского обслуживания томичей. А от этого зависят человеческие жизни.

Идет полная реконструкция роддома № 4, где будет двенадцать родильных залов европейского уровня и только одноместные палаты.

Продолжается расширение улицы Сибирской, строится пятидесятиметровый бассейн. Томск подал заявку на проведение чемпионата мира по плаванию в ластах в 2014 году. И есть все предпосылки к тому, что мы действительно станем городом проведения мирового чемпионата.

Мы заканчиваем строительство двух новых детских садов на Степановке и в Зеленых горках, перепрофилирование двух зданий из муниципальных учреждений дополнительного образования в детские сады.

***
Я кратко охарактеризовал почти все ключевые сферы жизни города. Но мне кажется, главным итогом жизни Томска в 2011 году стало то, что город прирастал своими жителями.
За год количество томичей увеличилось на тринадцать тысяч, за последние три года – на двадцать шесть тысяч человек. Это притом, что по стране эта цифра не увеличивается, а уменьшается. Россия в целом с 2009 по 2011 годы «потеряла» около 130 тысяч граждан в результате естественной убыли.
В сравнении с 2010 годом в Томске миграционный прирост увеличился в два раза.
К нам с каждым годом все больше людей едут учиться и работать. На 1 января 2011 года нас, томичей, стало 560 тысяч.

***
Какие задачи стоят перед нами в 2012 году?

Я уже сказал, что в этом году мы проведем реформу пассажирского транспорта, наведем порядок в сфере управления жилищным фондом, закончим масштабные строительные проекты 2011 года.

Кроме того, начнем реализовывать трехлетний проект по газификации города совместно с большим «Газпромом». Газовики готовы выделить два миллиарда шестьсот миллионов рублей на строительство газопроводов. Будет построено два больших газовых кольца – внешнее и внутреннее. Город в свою очередь добавит восемьсот миллионов на внутреннюю разводку сетей от больших колец к жилым домам. Газ придет не только в микрорайоны частной застройки – на Степановку или Черемошники. Будут газифицированы, например, малоэтажные деревянные дома, где централизованное теплоснабжение слишком дорого обходится. Таким образом, через три года любой томич в любой точке города при желании сможет пользоваться газом.

Мы намерены продолжать работу по модернизации городского хозяйства. Но для этого нужны инвестиции.

В этом году инвестиционная политика города перейдет на качественно иной уровень. Я обозначу несколько шагов, которые будут предприняты в этом направлении
в ближайшие два года.

Первое. Мы выстроим полноценную систему поддержки малого, среднего и крупного бизнеса.
В городе будет работать не два, а четыре центра поддержки предпринимательства.
Они будут не только обучать и консультировать, но и помогать взаимодействовать бизнесу с надзорными органами в случае произвола.

До конца этого года будет открыт Сити-инкубатор – промежуточное звено между студенческими бизнес-инкубаторами и ТВЗ. Сейчас бизнес, запущенный в вузовских инкубаторах, но не доросший до Технико-внедренческой зоны, предоставлен сам себе. В итоге другие города просто переманивают начинающие инновационные предприятия, предложив им свою поддержку. Теперь мы сможем предложить ее в Томске.

Крупный промышленный бизнес уже в следующем, 2013 году начнет переводить заводы из центра города в первый промышленный парк.
В северной промзоне мы уже выделили сто гектар земли. До конца года подготовим проектно-сметную документацию и проведем к площадке всю инженерную инфраструктуру – тепло, воду, газ. Это позволит нам выйти на областной и федеральный уровень, чтобы получить софинансирование из вышестоящих бюджетов. Одновременно начнут появляться первые резиденты с собственными проектами.

Второе. Мы выстроим новую систему по привлечению внешних инвестиций в городскую инфраструктуру.
Инвестиционная деятельность – это ключевое направление, требующее сегодня моего личного участия.
Сейчас мы создаем Стратегический совет при мэре города, в который войдут местные эксперты – представители всех городских отраслей: университетов, науки, медицины, промышленности, малого и среднего бизнеса. Задача Совета – предлагать экспертные программы, идеи и стратегии по каждому направлению.

Я объясню, почему такой Совет необходим.
Представьте ситуацию, когда главным врачом больницы становится менеджер по продажам. Или в образование приходит человек, который не имеет опыта именно в этой отрасли. Каждый должен заниматься своим делом. Вы понимаете, что только специалист в своей области может предложить действительно разумные меры по ее преобразованию. Поэтому мы выстраиваем систему обратной связи с горожанами. Когда сами врачи или бизнесмены будут говорить о том, что необходимо сделать для развития медицины или поддержки бизнеса.

Для реализации этих стратегий мы начали создавать институты развития, которые будут превращать идеи в готовые проекты, защищать их на федеральном уровне и предлагать бизнесу для реализации на условиях частно-государственного партнерства. Мы уже начали эту работу. Уже создано «Агентство развития города». В ближайшее время будет основан Институт генплана города.

Я поясню, почему работа по привлечению инвестиций так важна для нас. Реализация любого инвестиционного проекта, от строительства нового торгового центра до запуска нового завода, - это сотни рабочих мест для томичей, и десятки миллионов налогов в бюджет города. Если сегодня мы сможем создать условия для вхождения и развития бизнеса в Томске, завтра это обернется увеличением городского бюджета. А это значит, что мы сможем приумножить вложения в реализацию социальных программ и развитие городской инфраструктуры.

В 2012 году мы начинаем новый и, не скрою, амбициозный проект – Томск 3.0.
Кто мечтал о прекрасном городе для своих детей и внуков – тот поймет меня.

Что значит 3.0?

Это третья версия нашего города. Одновременно, это направление нашего совместного движения. И это наш ответ на вопрос: Каким быть городу послезавтра?

Что значит третья версия?

Есть Томск 1.0 – это традиционный город. До сегодняшнего дня представленный, как заметил профессор Глазычев, «деревянным кружевом купеческих и обывательских домов».
Это город храмов, монастырей и самых первых корпусов университета, пронесенных сквозь революцию.
Именно этот Томск наиболее хрупок и проблемен с точки зрения его присутствия в будущем. Присутствия жизнеспособного, а не законсервированного.

Есть Томск 2.0 – индустриальный город, представленный в первую очередь заводскими, университетскими, спальными, инфраструктурными и административными объектами и целыми районами.
Это город, который ассоциируется с советским прошлым и современной жизнью. Это город, который, что скрывать, рождает кучу неудобств.

Но ведь мы понимаем: мир меняется стремительно.
Завтра нас ожидают совсем другие города.
Хорошо, если мы сами будем определять облик нашего города. Наше видение как раз и сосредоточено в бренде Томск 3.0.
Мы формируем команды, которые хотят и могут проектировать. Хотят и могут воплощать образ нового города.

Здесь важно уделить внимание «Томску повседневности» – конкретным улицам, подворотням, закоулкам, площадям, кофейням, арт-объектам, транспорту, местам памяти, всем другим общественным и приватным городским пространствам.
Все это можно сделать, только при одном условии: включив и поддержав инициативу самих горожан.
Поэтому те, кто мечтает, поймут и поддержат желание нашей команды сделать следующий шаг в развитии Томска.
Шаг навстречу новому городу.

***
Если вы ждете, что сейчас я скажу еще несколько дежурных слов о том, как важно работать сообща и двигаться вперед, то я вас разочарую.
Я и так сказал сегодня слишком много слов. Давайте работать.





Отчет мэра.ppt