2015 год

План по налоговым и неналоговым доходам по итогам 2015 года исполнен на 100,3%: при утвержденном плане 5 841,9 млн р. поступило 5 858,1 млн р.


Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета в общей сумме доходов увеличилась в 2015 году к уровню предыдущего года на 5,8 процентных пунктов и составила 49,7%.
Объем муниципального долга на 01.01.2016 составил 3 419,0 млн р., что ниже планового значения на 80,0 млн р. По сравнению с 01.01.2015 произошел рост муниципального долга на 10,4% или на 323,2 млн р. за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2015 году на финансирование дефицита бюджета Города Томска.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2016 составило 58,4% (на 01.01.2015 – 53,7%).
По итогам 2015 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 1 017,7 млн р. фактический дефицит бюджета составил 629,0 млн р., в том числе 323,2 млн р. – за счет привлечения заемных средств и 305,8 млн р. – за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составил 323,2 млн р. или 5,5% от величины доходов бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством – 10%) при плановом значении – 6,9%.
В 2015 году в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2014 №827, проведение мероприятий по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск» позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 44,2% или на 154,1 млн р. (в 2014 году – на 33,1% или на 97,6 млн р.), а именно:
- 47,4 млн р. за счет привлечения временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для погашения действующих долговых обязательств;
- 6,1 млн р. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений, для погашения действующих долговых обязательств;
- 33,9 млн р. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета для погашения действующих долговых обязательств;
- 21,4 млн р. за счет направления бюджетного кредита УФК Томской области, полученного на пополнение остатков средств на счете местного бюджета, на погашение действующих долговых обязательств;
- 9,7 млн р. за счет доразмещения облигаций Томского городского займа 2014 года по цене выше номинала (полученная премия и накопленный купонный доход).
В декабре 2015 года на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» осуществлено доразмещение среднесрочных облигаций Томского городского займа 2014 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга в размере 305,0 млн р. с эффективной доходностью 13,05%. Средства, поступившие от доразмещения ценных бумаг, в целях экономии бюджетных средств направлены на досрочное погашение бюджетного кредита, привлеченного из бюджета Томской области, на погашение действующих долговых обязательств и на финансирование дефицита бюджета.
Средства, поступившие в виде суммы, превышающей номинальную стоимость, и накопленного купонного дохода, в сумме 9,7 млн р. в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации были отнесены на уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году;
- 35,6 млн р. за счет отсутствия потребности в привлечении заемных средств в течение 2015 года в объемах, утвержденных кассовым планом.
В сентябре 2015 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в очередной раз подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) города Томска, в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B», первоначально присвоенные в марте 2014 года городу Томску. Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг города на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом.
В декабре 2015 года состоялось размещение именных облигаций Томского городского внутреннего займа с постоянным купонным доходом среди жителей города Томска и Томской области. Объем фактически размещенных в 2015 году облигаций составил 1 150 тыс. рублей по номинальной стоимости. Указанные средства в полном объеме поступили в бюджет города Томска и направлены на финансирование дефицита бюджета. Город Томск стал первым муниципальным образованием в Российской Федерации, который начал размещать облигации среди населения.
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2015 году составили 12 421,7 млн р., или 97,1% от годового плана, что обусловлено поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Наблюдался рост показателя исполнения плана 2015 года по сравнению с 2014 годом (93,8%) на 3,3 процентных пункта. В части средств местного бюджета в 2015 году показатель достиг уровня 98,8%, в то время как в 2014 году - 98,2%. Исполнение по безвозмездным поступлениям в 2015 году составило 95,1% (в 2014 году – 89,2%).
Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 19.02.2015 №р150 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования «Город Томск» на 2015 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 869,9 млн р. или 11,4% от первоначально утвержденного бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2015 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).
В целях оптимизации бюджетных расходов в соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 13.05.2014 №р391 «Об экономии бюджетных средств от размещения муниципальных заказов» департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер экономия составила 88,0 млн р.
Администрацией Города Томска продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2015 году составил 5,0 р.
Бюджет муниципального образования «Город Томск» в 2015 году сформирован программно-целевым принципом путем включения действующих ведомственных целевых программ, а также отдельных мероприятий, действующих муниципальных и ведомственных целевых программ, в новые укрупненные муниципальные программы (29 муниципальных программ и 18 ведомственных целевых программ стали 19 укрупненными муниципальными программами). Так, бюджет по расходам на 2015 год сформирован на основе программ, доля расходов которых составила 89,8%.