2017 год

План по налоговым и неналоговым доходам бюджета города исполнен на 104,2%, при утвержденном плане 6 513,6 млн р. поступило 6 784,1 млн р., перевыполнение плана составило 270,5 млн р.


Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета в общей сумме доходов увеличилась в 2017 году к уровню предыдущего года на 1 процентный пункт и составила 45,6.
Объем муниципального долга на 01.01.2018 составил 3 523,0 млн р., что ниже уточненного планового значения на 410,3 млн р. По сравнению с 01.01.2017 произошло снижение муниципального долга на 0,8% или на 27,1 млн р. за счет направления в 2017 году на погашение долговых обязательств собственных средств бюджета.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2018 составило 51,9% (на 01.01.2017 – 57,4%).
По итогам 2017 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 594,1 млн р. фактический профицит бюджета составил 91,5 млн р., в том числе профицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета – 27,1 млн р.
В 2017 году запланированный объем бюджетных ассигнований по расходам на обслуживание муниципального долга в сумме 255,4 млн р. в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2014 №827, исполнен в полном объеме. В рамках данной подпрограммы проведены мероприятия по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск», что позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом (354,4 млн р.) на 27,9% или на 99,0 млн р. (в 2016 – на 32,0 % или на 114,8 млн р.), а именно:
- 24,8 млн р. за счет привлечения временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для погашения действующих долговых обязательств;
- 3,5 млн р. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений, для погашения действующих долговых обязательств;
- 34,5 млн р. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета для погашение действующих долговых обязательств;
- 36,0 млн р. за счет направления бюджетного кредита УФК Томской области, полученного на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, на погашение действующих долговых обязательств;
- 0,2 млн р. за счет снижения процентных ставок при привлечении кредитов у кредитных организаций по заключенным муниципальным контрактам (подписаны соглашения о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов).
В феврале 2017 года международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в шестой раз, начиная с марта 2014 года, были подтверждены долгосрочные рейтинги дефолта эмитента города Томска в иностранной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Одновременно Fitch подтвердило рейтинги находящихся в обращении на внутреннем рынке облигаций города Томска на уровнях «BB».
Рейтинг уровня «BB» означает, что выплаты по основным обязательствам достаточно защищены, заемщику доступны альтернативные ресурсы в сфере финансов, которые позволят ему выполнить свои финансовые обязательства. «Стабильный» прогноз означает высокую вероятность сохранения рейтинга на текущем уровне в среднесрочной перспективе.
Из 11 муниципальных образований, которым были присвоены кредитные рейтинги, рейтинги «ВВ», прогноз «Стабильный» присвоены Томску и Новосибирску.
Кроме того, рейтинги «ВВ» прогноз «Стабильный» присвоены агентством таким субъектам Российской Федерации, как Белгородская область, Калужская область, Краснодарский край, Липецкая область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Марий Эл, Ставропольский край, Тульская область.
В ноябре 2017 года началось размещение среди жителей города Томска третьего выпуска облигаций Томского городского внутреннего займа с постоянным купонным доходом. Ставка купонного дохода была установлена в размере 8,51% годовых, период обращения выпуска – три года. По состоянию на 01.01.2018 из общего объема выпуска в размере 100 млн р. населением было приобретено 34,5 млн р. Кроме того, в 2017 году были полностью размещены оставшиеся облигации Томского городского внутреннего займа 2016 года в сумме 85,8 млн р.
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2017 году составили 14 799,2 млн р., или 97,2% от годового плана. Процент исполнения бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2017 год сохранился практически на уровне исполнения 2016 года (97,3%).
В части исполнения средств местного бюджета в 2017 году показатель составил 96,0% (в 2016 году – 98,5%). Исполнение по безвозмездным поступлениям в 2017 году составило 99,0% (в 2016 году – 96,0%). Фактическое исполнение бюджета по расходам за 2017 год составило 14 799,2 млн р., или 97% от годового плана (15 219,6 млн р.), в т.ч.:
за счет средств местного бюджета – 7 407,6 млн р. (96% от годового плана);
за счет средств межбюджетных трансфертов – 7 391,6 млн р. (99 % от годового плана).
В то время как в 2016 году исполнение по расходам за счет средств местного бюджета составило 99% от годового плана, а за счет средств межбюджетных трансфертов – 96 % от годового плана.
В соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 13.05.2014 №р391 «Об экономии бюджетных средств от размещения муниципальных заказов» департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер, сумма экономии в 2017 году составила 101,9 млн р.
Общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 295,7 млн р. или 4,0% от утвержденного бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2017 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета). Следует отметить, что за период 2014-2017 годы общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 2 114,9 млн р.
Администрацией Города Томска продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2017 году составил 4,3 р.
В 2017 году сохранилась социальная направленность расходования бюджетных средств. На содержание системы городского образования, культуры, физической культуры и спорта, социальную политику направлено 10 486,2 млн р. или 71% бюджетных расходов.
Бюджет по расходам на 2017 год сформирован на основе программ, доля расходов которых составляет 91,0% (по итогам 2016 года – 92,2%).