2021 год

Доходы бюджета муниципального образования «Город Томск»


Для муниципального образования «Город Томск» главной целью в истекшем финансовом году было сохранение условий для обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета города, а также сохранение и наращивание налогового потенциала и обеспечение стабильного поступления доходов.
Бюджет на 2021 год по доходам формировался в жёстких условиях спада экономики на фоне пандемии 2020 года. В таких условиях спрогнозировать значительный темп роста поступлений доходов в бюджет города не представлялось возможным. В течение 2021 года, благодаря мерам, принимаемым на всех уровнях власти, удалось стабилизировать ситуацию в экономике, что привело к максимальной наполняемости бюджета города и, соответственно, к перевыполнению плана по налоговым и неналоговым доходам.
План по налоговым и неналоговым доходам бюджета исполнен на 105,4%, при утвержденном плане 7 333,3 млн р. поступило 7 728,7 млн р., перевыполнение плана составило 395,4 млн р.
По безвозмездным поступлениям план исполнен на 95,6%, неисполнение составило 552,8 млн р.
В целом по итогам 2021 года бюджет муниципального образования «Город Томск» по доходам исполнен в сумме 19 761,3 млн р. или на 99,2% от утвержденного плана, неисполнение составило 157,5 млн р.
Объем доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2021 год по сравнению с 2020 годом вырос на 19,0% или на 3 158,0 млн р., за счет увеличения поступлений по налоговым и неналоговым доходам на 10,0% или на 704,8 млн р. и безвозмездным поступлениям на 25,6% или на 2 453,3 млн р. При этом в 2020 году к уровню 2019 года общий объем доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» в условиях пандемического кризиса снизился на 9,8% или на 1 810,5 млн р. за счет снижения поступлений по налоговым и неналоговым доходам на 3,9% или на 285,3 млн р. и безвозмездным поступлениям на 13,7% или на 1 525,2 млн р.
Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета в общей сумме доходов снизилась в 2021 году к уровню предыдущего года на 3,2 процентных пункта и составила 39,1% (2020 год – 42,3%, 2019 год – 39,7%), что свидетельствует о росте в 2021 году объема безвозмездных поступлений в бюджет муниципального образования «Город Томск» из вышестоящих бюджетов и, следовательно, о снижении финансовой самостоятельности бюджета города.
По налоговым доходам в целом по сравнению с 2020 годом произошел рост поступлений на 9,4% или на 593,0 млн р. Поступления увеличились практически по всем налоговым доходам, за исключением налога на вмененный доход, что обусловлено отменой данной системы налогообложения с 01.01.2021.

Дефицит бюджета муниципального образования «Город Томск»
По итогам 2021 года при плановом дефиците бюджета муниципального образования «Город Томск» в размере 941,6 млн р. (12,8%) фактический профицит бюджета составил 235,4 млн р., в том числе профицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета – 37,0 млн р.
Муниципальный долг
В области долговой политики муниципального образования «Город Томск» основными задачами на 2021 год являлись диверсификация долгового портфеля, удлинение профиля долга и минимизация расходов на его обслуживание с целью снижения возможности возникновения рисков ликвидности и рефинансирования, сокращение расходов на обслуживание муниципального долга путем погашения действующих долговых обязательств за счет остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, временно свободных собственных средств бюджета муниципального образования «Город Томск».
Объем муниципального долга на 01.01.2022 составил 4 180,0 млн р., что ниже планового значения на 608,0 млн р. По сравнению с объемом муниципального долга на 01.01.2021 произошло снижение на 0,9% или на 37,0 млн р. за счет направления в 2021 году на погашение долговых обязательств собственных средств бюджета.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета муниципального образования «Город Томск» без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2022 составило 54,1% (на 01.01.2021 – 60,0%).
В 2021 году запланированный объем бюджетных ассигнований на обслуживание муниципального долга в сумме 224,7 млн р. в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2014 № 827, исполнен в объеме 223,6 млн р. или на 99,5%. В рамках данной подпрограммы проведены мероприятия по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск», что позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом (380,5 млн р.) на 41,2% или на 156,9 млн р. (в 2020 году – на 46,8% или на 188,2 млн р.).
В 2021 году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) дважды подтвердило Томску кредитный рейтинг на неизменном уровне BBB(RU), прогноз «Стабильный», который был присвоен в 2020 году. Выпускам облигаций города Томска также подтвержден рейтинг на уровне BBB(RU).
Данный уровень рейтинга позволяет муниципальному образованию «Город Томск» осуществлять выпуск ценных бумаг.

Расходы бюджета Города Томска
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2021 году составили 19 525,9 млн р., или 93,6% от годового плана. В части исполнения средств местного бюджета в 2021 году показатель составил 97,6%. Исполнение по безвозмездным поступлениям в 2021 году составило 90,5%. При этом, необходимо отметить рост фактически исполненных расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2021 году на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, который обусловлен в основом ростом объема безвозмедных поступлений (2021 год – 10 607,1 млн р., 2020 год – 8 444,2 млн р.).
В 2021 году в муниципальном образовании «Город Томск», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», осуществлялась реализация 11 региональных проектов, посредством участия на условиях софинансирования всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ, в рамках 7 национальных проектов.
Общий объем реализации указанных региональных проектов в рамках реализации национальных проектов в 2021 году составил 3 742,5 млн р., в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 1 749,9 млн р. (46,7% общего объема), областного бюджета – 1 612,8 млн р. (43,1%), местного бюджета 379,8 млн р. (10,1%). Следует отметить, что в 2020 году осуществлена реализация 10 региональных проектов в рамках 6 национальных проектов на общую сумму 1 610,2 млн р., в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 638,0 млн р. (39,6% общего объема), областного бюджета – 625,8 млн р. (38,9%), местного бюджета 346,4 млн р. (21,5%).
Соответственно, наблюдается рост привлеченного объема межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов в 2021 году (3 362,7 млн р.) по сравнению с 2020 годом (1 263,8 млн р.) в 2,7 раза, при этом доля финасового участия за счет средств местного бюджета в 2021 году осталась практически на уровне 2020 года. Таким образом, на реализацию национальных проектов объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2021 году составил 8,9 р. (в 2020 году – 3,6 р.).
В 2021 году сохранилась социальная направленность расходования бюджетных средств. Так, на содержание системы городского образования, культуры, физической культуры и спорта, социальную политику направлено 13 715,8 млн р. или 70,2%.
В 2021 году общий объем капитальных вложений в экономику города Томска, произведенных за счет бюджетов всех уровней, составил 2 664,7 млн р. При этом, объем межбюджетных трансфертов по капитальным вложениям в 2021 году составил 2 284,8 млн р. или 85,7% общего объема капитальных вложений.Следует отметить рост объема капитальных вложений в 2021 году по сравнению в 2020 годом на 60,8%, что обусловлено увеличением объема межбюджетных трансфертов на 1 084,1 млн р или 90,2% (2021 год – 2 284,8 млн р., 2020 год – 1 200,7 млн р.).
В 2021 году объем средств, направленных на капитальный ремонт составил 281,5 млн р., в том числе за счет средств местного бюжета 205,4 млн р., за счет средств федерального и областного бюджетов – 76,1 млн р. Следует отметить незначительное снижение на 2,9% объема бюджетных средств, направленных на проведение капитального ремонта, в 2021 году по сравнению с 2020 годом. При этом, следует отметить рост расходов в 2,7 раза, направленных на капитальный ремонт объектов социальной сферы, в основном за счет выполнения капитального ремонта школы №19 в общей сумме 109,3 млн р. (средства федерального бюджета – 57,5 млн р, областного бюджета – 11,8 млн р., местного бюджета – 40,0 млн р.), а также лицея №8 за счет средств местного бюджета в сумме 17,4 млн р.
В 2021 году проведены работы по капитальному ремонту:
- объектов социальной сферы в общей сумме 188,9 млн р., а именно: капитальный ремонт, в т.ч. подготовка проектно-сметной документации, 11 детских садов, 15 школ, 4 учреждений дополнительного образования;
- зданий, сооружений, объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, внутриквартальных проездов и общественных пространств, уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, помещения в которых находятся в муниципальной собственности, в общей сумме 92,6 млн р.
Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 30.04.2021 №р475 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования «Город Томск» на 2021 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 150,8 млн р. или 1,7% от утвержденного бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2021 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета). Следует отметить, что за период 2013-2021 годы общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 3 792,9 млн р.
В соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 13.05.2014 №р391 «Об экономии бюджетных средств от размещения муниципальных заказов» департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер, сумма экономии за период 2013-2021 годы составила 879,4 млн р., в том числе в 2021 году – 75,2 млн р.
В соответствии с рекомендациями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах в части перехода к «программному бюджету» в целях создания взаимоувязанной системы стратегического и бюджетного планирования в муниципальном образовании «Город Томск» продолжена реализация бюджета по программно-целевому принципу. Так, бюджет по расходам по итогам 2021 года сформирован на основе программ, доля расходов которых составляет 90,8% (по итогам 2020 года – 86,5%).