2022 год

Доходы бюджета муниципального образования «Город Томск»



Для муниципального образования «Город Томск» главной целью в истекшем финансовом году продолжало оставаться сохранение устойчивости и сбалансированности бюджета, а также обеспечение стабильного поступления доходов.
План по налоговым и неналоговым доходам бюджета муниципального образования «Город Томск» исполнен на 103,2%, при утвержденном плане 8 162,6 млн р. поступило 8 421,0 млн р., перевыполнение плана составило 258,4 млн р.
По безвозмездным поступлениям план исполнен на 85,4%, неисполнение составило 2 087,1 млн р.
В целом по итогам 2022 года бюджет муниципального образования «Город Томск» по доходам исполнен в сумме 20 610,0 млн р. или на 91,9% от утвержденного плана, неисполнение составило 1 828,7 млн р.
Объем доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2022 год по сравнению с 2021 годом вырос на 4,3% или на 848,7 млн р., за счет увеличения поступлений по налоговым и неналоговым доходам на 9,0% или на 692,3 млн р. и безвозмездным поступлениям на 1,3% или на 156,4 млн р.
Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» в общей сумме доходов выросла в 2022 году к уровню предыдущего года на 1,8 процентных пункта и составила 40,9% (2021 год – 39,1%, 2020 год – 42,3%), что свидетельствует о росте финансовой самостоятельности бюджета муниципального образования «Город Томск».
По налоговым доходам в целом по сравнению с 2021 годом произошел рост поступлений на 12,2% или на 841,8 млн р. Наиболее значительный рост доходов наблюдался по налогу на доходы физических лиц, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и налогу на имущество физических лиц.
По неналоговым доходам поступления в 2022 году по сравнению с 2021 годом сократились на 149,5 млн р. или на 18,1%, в основном, за счет снижения поступлений доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, а также в виде средств от продажи права на заключение договоров аренды, доходов от продажи материальных и нематериальных активов и прочих поступлений.
В целом, задача по исполнению в 2022 году плана по налоговым и неналоговым доходам бюджета Города Томска на 100% выполнена.

Дефицит бюджета муниципального образования «Город Томск»

По итогам 2022 года при плановом дефиците бюджета муниципального образования «Город Томск» в размере 1 326,2 млн р. (16,2%) фактический профицит бюджета составил 115,9 млн р., в том числе: 190,9 млн р. – за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета и - (минус) 75,0 млн р. – за счет привлечения заемных средств.
Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составил 0,9% от величины доходов бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений или 75,0 млн р. (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством - 10%).
Муниципальный долг

В области долговой политики муниципального образования «Город Томск» основными задачами на 2022 год являлись:
- диверсификация долгового портфеля;
- удлинение профиля долга;
- минимизация расходов на его обслуживание с целью снижения возможности возникновения рисков ликвидности и рефинансирования;
- сокращение расходов на обслуживание муниципального долга путем погашения действующих долговых обязательств за счет остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, временно свободных собственных средств бюджета муниципального образования «Город Томск».
Объем муниципального долга на 01.01.2023 составил 4 255,0 млн. руб., что ниже планового значения на 720,7 млн. руб. По сравнению с объемом муниципального долга на 01.01.2022 долг по состоянию на 01.01.2023 увеличился на 1,8% или на 75,0 млн р. за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2022 году на финансирование дефицита бюджета Города Томска.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2023 составило 50,5% (на 01.01.2022 – 54,1%).
В 2022 году запланированный объем бюджетных ассигнований на обслуживание муниципального долга в сумме 177,7 млн р. в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2014 № 827, исполнен в объеме 176,5 млн р. или на 99,3%. В рамках данной подпрограммы проведены мероприятия по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск», что позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом (420,4 млн р.) на 58,0% или на 243,9 млн р. (в 2021 году – на 41,2% или на 156, 9 млн р., в 2020 году - на 46,8% или на 188,2 млн р., в 2019 году - на 53,8% или на 224,0 млн р.).
В 2022 году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) дважды подтвердило Томску кредитный рейтинг на неизменном уровне BBB(RU), прогноз «Стабильный», который был присвоен в 2020 году. Выпускам облигаций города Томска также подтвержден рейтинг на уровне BBB(RU).
Данный уровень рейтинга позволяет Городу Томску осуществлять выпуск ценных бумаг, и тем самым обеспечивать диверсифицированный долговой портфель, расширяя возможности для привлечения заемных средств в бюджет Города Томска.
Таким образом, задачи по сокращению утвержденного дефицита бюджета Города Томска и, как следствие, планового объема муниципального долга Города Томска, а также по поддержанию объема муниципального долга на безопасном уровне, выполнены.

Расходы бюджета Города Томска

Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2022 году составили 20 494,2 млн р., или 86,2% от годового плана (23 764,9 млн р.). Исполнение средств местного бюджета составило 9 777,2 млн р. (94,3% годового плана – 10 368,7 млн р.), безвозмездных поступлений – 10 717,0 млн р. (80,0% годового плана – 13 396,1 млн р.).
В отчетном году в муниципальном образовании «Город Томск», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», осуществлялась реализация 9 региональных проектов, посредством участия на условиях софинансирования всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ, в рамках 5 национальных проектов, общий объем реализации которых составил 2 825,8 млн р., в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 1 104,2 млн р. (39,1% общего объема), областного бюджета – 1 369,9 млн р. (48,5%), местного бюджета – 351,7 млн р. (12,4%). Следует отметить, что в 2021 году осуществлена реализация 11 региональных проектов в рамках 7 национальных проектов на общую сумму 3 742,5 млн р., в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 1 749,9 млн р. (46,7% общего объема), областного бюджета – 1 612,8 млн р. (43,1%), местного бюджета 379,8 млн р. (10,1%).
Соответственно, необходимо отметить, что доля финасового участия за счет средств местного бюджета на протяжении трех лет практичеки остается на одном уровне (2020 год - 346,4 млн р., 2021 год - 379,8 млн р., 2022 год – 351,7 млн р.). Объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2022 году составил 7,0 р. (2021 год – 8,9 р.).
В 2022 году сохранилась социальная направленность расходования бюджетных средств. Так, на содержание системы городского образования, культуры, физической культуры и спорта, социальную политику направлено 13 613,1 млн р. или 66,4%.
В 2022 году общий объем капитальных вложений в экономику города Томска, произведенных за счет бюджетов всех уровней, составил 1 462,1 млн р. (7,1% от общего объема произведенных расходов). При этом, объем межбюджетных трансфертов по капитальным вложениям в 2022 году составил 1 076,1 млн р. или 73,6% общего объема капитальных вложений.
В 2022 году объем средств, направленных на капитальный ремонт составил 724,8 млн р., в том числе за счет средств местного бюжета 176,3 млн р., за счет средств федерального и областного бюджетов – 548,5 млн р.
Следует отметить увеличение в 2,6 раза объема бюджетных средств, направленных на проведение капитального ремонта в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, а также рост расходов в 1,4 раза, направленных на капитальный ремонт объектов социальной сферы. Данное увеличение обусловлено тем, что в отчетном году проведены работы по составлению дефектных ведомостей по результатам визуального осмотра, ведомостей объема работ по капитальному ремонту школ для подготовки документов на участие в отборе в целях включения объектов (школ) в проект «Модернизация школьных систем образования» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Также в рамках данного проекта на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ продолжен капитальный ремонт лицея №8 им. Н.Н. Рукавишникова, начат капитальный ремонт школ №№16, 41, капитальный ремонт коммунального моста через р.Томь.
Объем оптимизированных в 2022 году бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств, составил 304,1 млн р. или 2,9 % от утвержденного бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2022 год (без учета целевых безвозмездных поступлени). Следует отметить, что за период 2013-2022 годы общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 4 097,0 млн р.
В соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 13.05.2014 №р391 «Об экономии бюджетных средств от размещения муниципальных заказов» департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовку информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер, сумма экономии за период 2013-2022 годы составила 955,5млн р., в том числе в 2022 году – 76,1 млн р.
В соответствии с рекомендациями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах в части перехода к «программному бюджету» в целях создания взаимоувязанной системы стратегического и бюджетного планирования в муниципальном образовании «Город Томск» продолжена реализация бюджета по программно-целевому принципу. Так, бюджет по расходам по итогам 2022 года сформирован на основе программ, доля расходов которых составляет 90,4% (по итогам 2021 года – 90,8%).