История создания и деятельность финансовых органов 1920 – 1996 гг.
В мае 1920 года состоялись выборы в Томский городской совет. В составе горсовета были созданы 3 основные секции: административная, культурно-просветительная и экономическая. Каждая секция состояла из управлений, отделов и специальных комиссий.
В состав комиссии экономической секции горсовета входили:
1. Торгово-налоговая комиссия.
2. Комиссия местного хозяйства.
3. Комиссия труда.
В свою очередь, в составе торгово-налоговой комиссии работали: финуправление, губпродком, государственный банк и другие учреждения и организации города. Торгово-налоговая комиссия контролировала работу предприятий и учреждений и выявляла:
1. Размеры торговых операций и их целесообразность.
2. Положение рынка и участие в нём государственного капитала.
3. Поступление государственных налогов и их распределение.
4. Развитие кооперации.
Работа горсовета осложнялась тем, что он не имел статуса юридического лица, финансовое обеспечение находилось в едином губернском бюджете. Город потерял право собственности на городские земли и городской совет долго добивался документального закрепления городских границ.
В соответствии с утверждённым ВЦИК РСФСР Положением о горсоветах 1925 года, были выделены и преобразованы в самостоятельные окружные отделы здравоохранения, народного образования, административный, финансовый.
Городская финансовая часть являлась неотъемлемой частью Томского окружного финансового отдела и находилась в непосредственном подчинении заведующего окрфинотделом. Торгово-налоговая комиссия экономической секции была переименована в финансово-бюджетную, которая готовила информацию по финансовым вопросам жизни города для президиума горсовета, наблюдала за работой финансовых органов и принимала непосредственное участие в практической деятельности.
На финансово-бюджетную комиссию возлагалось:
1. Составление контрольных цифр.
2. Разработка бюджета г. Томска.
3. Составление квартальных финансовых планов, учёт кредитов.
4. Наблюдение за выполнением бюджета, ведение и составление отчётности по нему.
5. Подготовка заключений по всем вопросам финансового характера, касающегося городского бюджета.
6. Сбор местных налогов и сборов.
7. Финансовый контроль за правильным и целесообразным расходованием бюджетных средств, фактическая проверка денежных и материальных ценностей, сооружений, строительства и др. операций.
13 сентября 1926 года на заседании городского совета было принято постановление о выделении городских частей из отделов окрисполкома. Из финансового отдела окрисполкома была выделена особая ячейка для работы непосредственно в г. Томске.
До наделения городских Советов бюджетными правами Томский горсовет получал средства в виде кредита от ревкома, затем губисполкома. В 1925-1926 году был впервые составлен собственный бюджет.
Бюджет Томского горсовета в 1925,26 - 1928/29 гг. (тыс. руб.)
1925/26 | 1926/27 | 1927/28 | 1928/29 |
Статьи бюджета | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % |
Доходы: | ||||||||
Остаток средств | 0,6 | 0,03 | - | - | 61,2 | 1,9 | ||
От коммунальных имуществ | 557,4 | 47,8 | 929,0 | 49,9 | 788,8 | 37,2 | 813,3 | 25,7 |
От коммунальных предприятий | 262,1 | 19,0 | 134,1 | 7,2 | 154,6 | 7,3 | 179,0 | 5,6 |
Разные поступления | 105,5 | 7,6 | 51,2 | 2,75 | 32,4 | 1,5 | 90,8 | 2,8 |
Местные налоги | 195,2 | 14,2 | 193,5 | 10,4 | 521,4 | 24,6 | 680,1 | 21,5 |
Надбавки, отчисления от госналогов и госдоходов | 26,5 | 1,9 | 511,5 | 27,5 | 568,9 | 26,9 | 1175,4 | 37,1 |
Возмещение расходов | 128,5 | 9,3 | 29,8 | 1,6 | 36,1 | 1,7 | 36,0 | 1,1 |
Целевые пособия | - | - | 10,6 | 0,6 | - | - | 132,3 | 4,2 |
Займы | - | - | 15,0 | 0,7 | - | - | ||
Всего | 1375,2 | 100 | 1860,3 | 100 | 2117,2 | 100 | 3168,1 | 100 |
Расходы: | ||||||||
Административные учреждения | 4,6 | 0,4 | 39,6 | 2,1 | 14,5 | 0,7 | 20,7 | 0,7 |
Охрана общественного порядка | 40,6 | 3,2 | 54,5 | 2,9 | 62,4 | 3,0 | 200,1 | 6,4 |
Органы юстиции | 17,5 | 1,4 | 22,9 | 1,2 | 27,1 | 1,3 | 27,2 | 0,9 |
Народное образование | 463,8 | 37,0 | 442,8 | 23,8 | 567,9 | 27,6 | 984,2 | 31,5 |
Здравоохранение | 241,7 | 19,3 | 315,3 | 16,9 | 347,5 | 16,9 | 437,8 | 14,0 |
Собес и охрана труда | 13,0 | 1,0 | 49,8 | 2,7 | 48,9 | 2,4 | 58,1 | 1,9 |
Сельское хозяйство | 5,9 | 0,5 | 5,7 | 0,3 | 8,0 | 0,4 | 8,5 | 0,3 |
Коммунальное хозяйство | 331,8 | 26,4 | 213.9 | 11,5 | 299,4 | 14,6 | 445,5 | 14,3 |
Нужды обороны | 121,9 | 9,7 | 78,1 | 4,2 | - | - | - | - |
В спецфонд и капитал | 14,6 | 1,1 | 614,0 | 33,0 | 671,4 | 32,6 | 891,4 | 28,5 |
Погашение задолженности | - | - | 23,7 | 1,3 | 8,7 | 0,4 | 45,9 | 1,5 |
Всего | 1255,4 | 100 | 1860,3 | 100 | 2055,8 | 100 | 3119,4 | 100 |
Остаток (+) или дефицит (-) | +120,0 | - | - | - | +61,4 | - | - | - |
Доходная часть бюджета на две трети формировалась за счёт коммунальных имуществ и предприятий. Более 14% доходов обеспечивали местные налоги. Однако уже в следующем году доля доходов по этим статьям стала сокращаться и в 1929 году коммунальные имущества и предприятия давали лишь 30% доходов. Возрастала значимость местных налогов, но особенно быстро увеличивались отчисления от государственных налогов и доходов.
Доходный бюджет Томского горсовета увеличивался довольно быстро, за 1925-1929 годы он возрос в 2,3 раза и достиг 3168 тыс. рублей. Также возрастали и расходы, главные из которых шли на нужды образования, здравоохранения, развитие коммунального хозяйства. При этом если до революции на городские средства содержались в Томске по преимуществу только начальные школы, то в 1920 годах – все общеобразовательные школы и техникумы (вузы финансировались из губернского бюджета).
Томский горсовет испытывал затруднения в формировании и исполнении бюджета. В октябре 1927 года возник кассовый дефицит, что заставило сократить финансирование по ряду направлений. Особенно страдало от недофинансирования коммунальное хозяйство. По подсчётам специалистов, ассигнования на работы по благоустройству в городе 1928/1929 годы составляли лишь 40% сумм периода 1910-1914 годов. Местный городской бюджет позволял минимально финансировать городские предприятия и организации.
В 1930 году был создан городской финансовый отдел Томского горсовета.
На основании приказа от 3 мая 1932 года при Томском городском финансовом отделе были созданы:
1. Участок подоходного налога.
2. Участок промышленного налога и по борьбе с нелегальной торговлей.
3. Участок по местным налогам и сборам.
4. Обобществлённый сектор
5. Планово-бюджетный сектор.
6. Сектор организационно-массовой работы.
7. Общая часть.
В 1940 году Томский городской финансовый отдел был реорганизован в финансовый отдел Томского горисполкома, войдя в структуру органов исполнительной власти, сохранив свою структуру.
Задачами городского финансового отдела являлось исполнение государственного и местного бюджетов. Финансовый отдел ведал вопросами поступлений в бюджет всех государственных и местных источников бюджета, производил финансирование учреждений, состоящих на городском бюджете, осуществлял контроль за предприятиями, учреждениями и организациями по соблюдению ими штатной и сметной дисциплины.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 августа 1944 года была образована Томская область. Городской финансовый отдел, являясь отделом горисполкома, по ведомственной линии подчинялся Томскому областному финансовому отделу. С 1940 года по 1990 год изменений в названии, функциях и подчинённости финансового отдела Томского горисполкома не было, но менялась структура учреждения и к семидесятым годам сложилась следующая:
1. Руководство.
2. Инспекция по штатам.
3. Бюджетный отдел.
4. Отдел государственных доходов.
5. Отдел финансирования местного хозяйства.
6. Отдел кадров.
В 1976 году на основании приказа Томского областного финансового отдела от 23.06.75 за №106/1 инспекция по штатам переименована в штатный отдел, приказом городского финансового отдела от 14.04.1977 г. № 21 отдел финансирования местного хозяйства – в отдел финансирования народного хозяйства.
К концу восьмидесятых годов (1987г.) структура отдела согласно штатному расписанию состояла:
- заведующий отделом,
- бюджетный отдел,
- бухгалтерия,
- отдел госдоходов,
- отдел финансирования народного хозяйства,
- штатный отдел,
- контрольно-ревизионный аппарат,
- налоговая инспекция,
- секретарь - машинистка.
В 1990 году отдел госдоходов был ликвидирован, образован отдел экономического анализа, а налоговая инспекция выделена из финансового отдела горисполкома. В 1991 году на основании решения Томского горисполкома от 13 декабря № 1714 р и приказа Финансового управления Томского облисполкома от 13 декабря 1991 года № 189 горфинотдел был реорганизован в финансово-экономическое управление горисполкома (городской администрации) со следующей структурой:
- начальник управления,
- бюджетный отдел,
- экономический отдел,
- отдел финансирования народного хозяйства,
- контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов РСФСР по г. Томску.
Основными задачами управления являлись:
-разработка и реализация на территории города основных направлений финансовой политики,
-подготовка проекта и исполнение местного бюджета, составление сметы доходов и расходов управлений и структурных подразделений горисполкома (администрации города), внебюджетных городских фондов и их исполнение,
-определение оптимальных пропорций доходной и расходной частей бюджета и обеспечение активного воздействия территориальных финансов на социально-экономическое развитие города,
-осуществление финансово-бюджетного планирования, методов финансирования и отчётности.
В 1991 году в состав управления вошли финансово экономические отделы Кировского, Ленинского, Октябрьского и Советского райисполкомов г. Томска.
В 1992 году, в связи с выходом Министерства финансов из состава Министерства экономики и финансов Российской Федерации, в соответствии с приказом финансово-экономического управления городской администрации от 27.02.1992 г. № 15а финансово-экономическое управление горисполкома было переименовано в финансовое управление администрации города Томска (горфинуправление).
События августа 1991 года в Москве нашли своё отражение и в г.Томске, в значительной степени изменилась политическая, экономическая жизнь в городе. 15 октября 1993 года Глава администрации Томской области В.М. Кресс подписал постановление о прекращении действия Совета народных депутатов. Новая организация власти и управления в стране восстановила систему местного самоуправления. В Томске возник городской муниципалитет в составе Мэра, как высшего должностного лица, Думы, как представительного органа, и администрации города (позднее мэрии), как исполнительного органа.
Первый состав городской Думы избран в марте 1995 года. Первые выборы Томского Мэра состоялись летом 1996 года.
В 1994 году в связи с переименованием Администрации города Томска в Мэрию г. Томска (постановление Главы администрации Томской области «О реформе местного самоуправления в г. Томске» от 20 января 1994 года № 24 и постановление Мэра г. Томска «Об утверждении структуры Мэрии г. Томска» от 29 декабря 1994 года № 427) управление стало именоваться Финансовым управлением Мэрии г. Томска.
1 декабря 1995 года экономический отдел ликвидирован, образованы отделы прогнозирования доходов и ценных бумаг и взаимозачётов.